ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ РСПП ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
Москва, Дом Союзов, 16 ноября 2004 года
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые делегаты съезда!
Уважаемые гости!
Позвольте еще раз сердечно приветствовать Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и искренне поблагодарить его за решение при очень напряженном графике деятельности принять участие в работе XIV съезда РСПП. Уже сам факт присутствия и выступления Президента на нашем съезде это важный стимул для всего делового мира России. И поверьте, уважаемый Владимир Владимирович, у нас сегодня есть что предложить в плане конструктивного сотрудничества бизнеса и власти.
Мы обязаны общими усилиями постоянно находить возможности для мобилизации всех резервов развития в противовес как внешним, так и внутренним вызовам.
Прав Президент. Сегодня системным терроризмом вкупе с нарастающим глобальным процессом хозяйственной трансформации мира брошен вызов не Президенту, Парламенту или Правительству. Это вызов всей России. Всему нашему народу. Поэтому мыслить, а главное, действовать мы обязаны упреждая негативное развитие событий.
“Промышленники и предприниматели - за единую, сильную Россию” - так откликнулись на инициативы Президента, направленные на обеспечение единства страны и совершенствование структуры управления, региональные отделения и многие отраслевые ассоциации нашего Союза.
Бизнес заинтересован в процветании России и сохранении ее целостности. И, уверен, что дополнительным подтверждением тому станет одобрение съездом действий Президента страны по укреплению российской государственности. Конечно, нерешенных задач, недостатков и промахов пока еще у нас немало. Сегодня важно проанализировать - все ли делается удачно и какие, с точки зрения бизнеса, меры следует предпринять в интересах обеспечения стабильного функционирования народного хозяйства.
В отличие от всех наших предыдущих форумов на ваше коллективное решение выносится ряд проектов, над которыми РСПП работал несколько лет. Все они имеют без всякого преувеличения общероссийское значение. К ним относятся: Национальный доклад РСПП “Политика повышения конкурентоспособности экономики России”, предложения по формированию эффективной системы социального партнерства, социальной миссии российского бизнеса и развитию качественного потенциала трудовых ресурсов, предложения о “Принципах взаимодействия РСПП с другими объединениями предпринимателей и общественными организациями” и ряд других документов. Многие из вас непосредственно участвовали в их подготовке. Все имели возможность заранее с ними познакомиться и, как мне известно, они вызвали в целом положительную реакцию при обсуждении на Координационных советах Южного и Уральского федеральных округов, а также практически во всех 89-ти региональных организациях. Это новое в нашей работе и в своем коротком докладе, не предвосхищая содержание и ход предстоящей дискуссии на съезде, мне представляется правильным остановиться лишь на наиболее общих, принципиальных вопросах.
Прежде всего, мы имеем все основания констатировать, что 2004 год Россия завершает как одна из наиболее быстро растущих стран мира. Мы вышли на стабильные темпы экономического роста - в среднем ежегодно по 7 процентов. В текущем году мы также близки к этому среднегодовому уровню. Удалось заметно снизить темпы инфляции, создать систему, при которой профицитный бюджет стал нормой государственного планирования. Созданы значительные валютные резервы. Повысился кредитный рейтинг России. Не говоря уже о политической стабильности, которая сегодня признана во всем мире.
Все это, безусловно, создает реальные предпосылки для дальнейшего экономического роста и достижения рубежей удвоения ВВП и ликвидации постыдной для страны бедности в сроки, обозначенные Президентом.
Однако данные опроса руководителей предприятий, который мы провели накануне съезда, они у вас у каждого имеются, говорят о том, что на фоне сегодняшнего относительного благополучия будущее в их оценке выглядит, по крайней мере, не ясным.
Условия и факторы экономического роста прошедших лет исчерпываются. Он происходит, главным образом, за счет экстенсивных факторов, за счет использования старых производственных мощностей. Основные фонды почти не обновляются. Коэффициент обновления снизился с 7,7 процента в недавнем прошлом до 1,6 в настоящее время. В результате степень физического износа машин и оборудования в различных отраслях промышленности достигла 55-70 процентов. Поэтому инновационное обновление основных фондов становится условием выживания и развития экономики России. В этой связи с особой остротой встает вопрос о том, чтобы обладающий достаточными ресурсами российский бизнес успел реализовать такую задачу, иначе он будет подавлен конкурентным непрерывно обновляющимся импортом.
Как долго может сохраняться относительное благополучие, если следовать и далее логике выживания, а не модернизации? По разным оценкам, около 7-10 лет. Эти годы могут войти в историю страны как время “либерального застоя в экономической политике”. И, к сожалению, такая опасность реально существует.
Как изменить ситуацию? Мнение власти и бизнеса в этом вопросе во многом сегодня начали совпадать: необходимо сконцентрированными усилиями и государства, и бизнеса реализовать новую национальную политику экономического развития, в основе которой лежит “конкурентоспособность страны”.
Проблем здесь много. Все они взаимоувязаны: без решения одних не имеет смысла браться за решение других. По сути, все они фокусируются на том: как сделать рывок и реально стать в ближайшей перспективе инвестиционным магнитом, который притягивал бы больше капитала для повышения конкурентоспособности России. Альтернативы для нас нет.
В этой связи встает следующий принципиальный вопрос перед государством и бизнесом. Речь идет о выборе целей, объектах и субъектах, механизмах и критериях, не говоря уже о гарантиях эффективного проведения национальной политики повышения конкурентоспособности экономики России, неотъемлемым элементом которой является промышленная политика. Разумеется, не в традиционном, старом понимании, когда она заключалась в том, чтобы выбрать приоритетные отрасли и накачать их бюджетными средствами. РСПП первым предложил Концепцию, которая соответствует современному постиндустриальному этапу развития. Когда ключевую роль играют не сравнительные национальные преимущества - дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические факторы и тому подобное. В роли первой скрипки оказываются динамично меняющиеся конкурентные отличия, основанные на научно-технических достижениях.
Настаивая на осуществлении такой внятной политики, мы не перекладываем ответственность за реализацию ее принципов исключительно на государство - напротив, РСПП настаивает на особой ответственности бизнеса, науки, всего общества в достижении целей такой политики и поэтому называет ее национальной!
Наш Комитет по промышленной политике собрал на своей площадке всех заинтересованных в решении задач экономического развития профессионалов. Совместными усилиями подготовлен Национальный доклад “Политика повышения конкурентоспособности экономики России”. Его обсуждение состоится в рамках съезда сегодня в этом же зале, сразу после завершения его работы. Мы надеемся, что, наконец, удастся перейти от слов к действиям. Эти ожидания мы адресуем, прежде всего, Правительству и рассчитываем на достаточно скорый отклик. Если совместными усилиями удастся для начала принять Закон о промышленной политике, проект которого подготовлен, можно было бы считать нашу миссию на данном этапе выполненной.
Такие законы принимались во многих странах, в том числе США и Японии. В связи с тем, что в соответствии с решением В.В.Путина я вхожу в российско-японский “Совет мудрецов”, на его заседании, которое проходило в апреле в Москве, мы проанализировали возможность использования опыта Японии по реализации, по сути аналогичной программы модернизации своей экономики и решения на этой основе масштабной национальной задачи удвоения ВВП. Речь шла о всколыхнувшем Японию в 60-е годы проекте премьер-министра Икэда по удвоению внутреннего продукта. Для нас весьма актуальна его метафора (цитирую ее): “… чтобы корабль японской экономики набрал скорость, и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования” (конец цитаты).
Всем понятно, что Япония это страна с весьма развитой рыночной экономикой. Но в этой стране создано Министерство международной торговли и промышленности (МИТИ), в нем работает более 7 тысяч человек. Оно реально держит в руках систему приоритетов в экономике страны.
Хотя программа удвоения ВВП в Японии и носила индикативный характер, то есть, прежде всего, давала ориентир частному бизнесу, она законодательно, а всего было принято около 15 специальных законов, подкреплялась кредитно-налоговыми мерами, которые стимулировали перелив капиталов на приоритетные цели. Эти идеи, позволившие реализовать японское экономическое чудо, жизненно необходимы сегодня для нашей страны.
Не менее важен для нас и опыт государственного хозяйствования США, где важнейшим инструментом регулирования является Федеральная контрактная система. Я уже не хочу подробно говорить о государственной программе Китайской Народной Республики. Достаточно лишь посмотреть на то, какими темпами развивается Китай, его бизнес и как строго реализуется государственная программа повышения конкурентоспособности.
В последнее время наши экономисты в Правительстве все чаще обсуждают возможность использования концессионных соглашений. Об этом мы с вами говорим очень давно. Во всяком случае, уже не менее десяти лет я в своих выступлениях доказываю необходимость использования хорошо апробированной в 20-ые годы прошлого столетия практики концессий в России. За это время нашлось немало ортодоксов, которые бросали в мой адрес обвинения в призывах к разбазариванию национального достояния. И совершенно напрасно. Это люди, “горе от ума” которым не грозит. Вопрос здесь состоит лишь в одном. Получаемые от предоставления концессий средства должны строго использоваться для осуществления реальных реформ в интересах народа.
Кстати, хочу еще раз напомнить, что когда мы говорили о концессиях, то имели в виду не только их использование в добывающей сфере. Ведь вопреки бытующему у нас мнению в России в 20-х годах в области разработки природных ресурсов действовало лишь около 25 процентов концессий, а почти половина их функционировала в обрабатывающей промышленности и даже торговле. Словом, НЭП и концессии спасли тогда Россию от послереволюционной беды. Сегодня, конечно, речь идет об использовании в этих целях не только и даже не столько иностранных инвестиций. Российский бизнес сам располагает сейчас достаточными ресурсами. Но он, повторяю, нуждается в четких ориентирах со стороны власти.
Деловой мир России стремиться со своей стороны сделать максимум возможного для создания условий, обеспечивающих более солидные и стабильные темпы развития. В этих целях РСПП в инициативном порядке подготовлен ряд программных документов, таких как “Корпоративное управление и экономический рост в России”. С целью перехода на международные стандарты финансовой отчетности основана “Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности”, создан Национальный совет по техническим стандартам. Реализовано много других значимых проектов. Они отражены в документе касающемся “Совершенствования деятельности РСПП в 2004-2005 годах”.
За прошедший год мы значительно продвинулись в направлении защиты экономических интересов российских компаний в процессе расширения ЕС и присоединения России к ВТО. С этой целью проработаны практические аспекты, связанные с открытием представительства российских деловых кругов в ЕС. В постоянном режиме осуществляется российско-американский энергетический и коммерческий диалоги. Российский бизнес присоединился к Глобальному соглашению ООН.
И все-таки, не менее важной, а, пожалуй, самой насущной продолжает оставаться проблема взаимоотношения бизнеса и власти. В чем, на наш взгляд, она заключается и как ее решать?
Прежде всего, власть должна принять как должное, что бизнес нельзя “построить” по той же схеме, по которой могут быть “построены” бюрократы. Ибо тогда он потеряет внутреннюю энергетику, созидательную активность и, собственно, перестанет быть бизнесом в том смысле, в котором он может и должен развивать экономику.
Что мешает бизнесу сегодня в осуществлении этой ответственной миссии? Прежде всего, нечеткость, незавершенность и непоследовательность осуществляемых реформ.
Само Правительство признает “…хаос административной реформы…”. Это я процитировал слова Председателя Михаила Фрадкова на одном из сентябрьских заседаний Правительства. Вопросов, связанных с административной реформой, действительно , все еще больше чем ответов. С одной стороны, ее цели и стратегия вполне прозрачны. С другой стороны, ход реализации реформы вызывает пока скорее ощущение поспешной имитации бурной деятельности, нежели начала каких-то продуманных и реально влияющих на состояние экономики преобразований.
На стадии подготовки, пожалуй, все были едины в том, что целью административной реформы должно стать максимальное снижение административной нагрузки на бизнес, сохранение за органами власти только тех функций, которые никто другой не сможет выполнить. Тогда на основе анализа более 4 тысяч государственных функций стало очевидным, что более 40 процентов их являются избыточными, дублирующими или требующими сокращения масштабов реализации. Однако ликвидированы только единицы из них. И это понятно, ведь необходимо изменить все основные кодексы, около сотни федеральных законов. В результате пока сохраняется система, при которой ведомства имеют возможность наоборот брать на себя дополнительные функции и создавать новые административные барьеры.
Наличие множества агентств и служб, подчиненных министерствам, только забюрократизировало процесс управления. Во многих случаях это гибельно отражается, прежде всего, на малом и среднем бизнесе. Причем, как показали наши опросы перед съездом предпринимателей, которые были проведены вместе с “Опорой России”, чем выше уровень деловой активности в регионе, тем выше и непроизводственные издержки ведения бизнеса, связанные с преодолением избыточного административного давления.
Правительство, как известно, не намерено терять темп реформы. Подготовлена концепция федеральной целевой программы “Административная реформа”. Бизнес приветствует заложенную в ней идею о том, что разработку реформы и ее реализацию следует забрать у чиновников и отдать независимым структурам. Понятно, это вызывает яростное сопротивление бюрократии. Но если этого не сделать, то неэффективность госуправления еще больше возрастет.
По поручению государства отдельные регулирующие и контрольные полномочия могут и должны совершенно свободно выполнять сами участники рынка, в том числе РСПП, ТПП и другие. Для этого необходимо ускорить правовое закрепление статуса саморегулируемых организаций и механизмы “частно-государственного партнерства”.
Далее следует сказать о самой долгоиграющей в новейшей истории России реформе. Население и бизнес устали от непрерывного изменения ставок налогов. Поэтому недавнее заявление вице-премьера Александра Жукова о том, что в 2004-2005 годах Правительство намерено завершить налоговую реформу, имея в виду (цитирую): “снизить налоги, которые остались высокими, и в дальнейшем, по крайней мере, пять лет не вносить существенных изменений в налоговую систему” (конец цитаты), кроме одобрения у всех без исключения ничего другого не вызывает.
Наши предложения на предмет, что нужно сделать в ближайшее время для “завершения реформы” изложены в документах Комитета по налоговой и бюджетной политике. Главная их суть состоит в необходимости создания равных налоговых условий для всех субъектов хозяйственной деятельности и упрощения системы налогообложения.
Позволю себе обратиться к мнениям на этот счет, прозвучавшим недавно на Консультативном совете по иностранным инвестициям.
Проблемой номер один в налоговом законодательстве руководители зарубежных компаний, работающих в России, считают администрирование НДС. Жесткое тому подтверждение - недавнее, известное всем вам, определение Конституционного суда. Его можно сколь угодно обсуждать, не понимать логику судей, сделавших неординарный вывод, но данное определение - громкий сигнал судебной системе и серьезная угроза для инвестиционного климата в России. Очевидно, что настало время многое менять в части правового регулирования НДС, во всяком случае устранить все проявления “асимметрии” между вычетами и соответствующими начислениями налога, так как сейчас почти невозможно без суда получить зачет по НДС.
Инвесторы страдают и от общей неопределенности налогового законодательства. Например, налоговики вписали в законопроект о реформе Правительства норму, позволяющую им арестовывать банковские счета компаний за непредоставление в срок не только поименованных в Налоговом кодексе, но и “иных” документов. “Подчас требуют дать им за пять дней вагон документов, четкий перечень которых не обозначен” - это я цитирую слова менеджера компании “Проктер энд Гембл” на Консультативном совете по иностранным инвестициям.
22 октября в первом чтении принят проект Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты…”. Законопроект разрешает, к примеру, должностным лицам, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, приостанавливать деятельность предприятий на срок до девяноста суток. Этого нет нигде в мире. В случае, если данное предложение будет принято, это приведет к нежелательным последствиям, ухудшению инвестиционного климата и утрате доверия, а также бесконечным правовым спорам.
Неопределенность законодательства и механизмов реализации, включая опять же вопросы налогообложения, не дает в полную силу заработать и пенсионной реформе. Ее нестыковка с налоговой реформой стала очевидной при снижении ЕСН. Но, думаю, что нам категорически не стоит касаться этих и других скандальных историй, связанных с пенсионной реформой, да бы бизнес не обвинили в несвойственных ему политических пристрастиях. Для нас гораздо важнее другая сторона дела, касающаяся стимулирования участия частных структур в пенсионной реформе.
Дело в том, что в текущем году переводить свои обязательные пенсионные накопления в негосударственные фонды крайне невыгодно. Достаточно сказать, что, поступившие в них средства пенсионеров считаются прибылью фонда и облагаются налогом. Более того, налог взимается еще и с той суммы, которую фонд заработает в результате инвестирования. Учитывая, что пенсионные накопления сами по себе уже являются налогом как часть ЕСН, который платит работодатель, ситуация вообще кажется абсурдной. К этому следует добавить, что негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный фонд России сегодня находятся в абсолютно неравных условиях, так как последний в отличие от первого освобожден от налогов.
Несколько слов о развитии антимонопольного законодательства и реформе естественных монополий.
Жаркие споры вокруг их осуществления понятны. Они, прежде всего, объясняются сложностью согласования интересов энергетиков, газовиков, железнодорожников и потребителей услуг. Каждый имеет в данном случае свои аргументы “за” и “против”, особенно, когда встает вопрос о “справедливых” тарифах.
Перед съездом мне пришлось предметно анализировать проблемы повышения конкурентоспособности отечественных машин и оборудования совместно с руководителями ассоциаций и предприятий станкостроения, автомобильного, сельскохозяйственного и других отраслей промышленности. Все они без исключения столкнулись в последнее время с беспрецедентным увеличением цен на продукцию металлургических комбинатов, которые при этом основные объяснения сводят к тарифам естественных монополий. Конечно, это только часть правды, хотя может и довольно существенная. Так вот, доля металлопроката в себестоимости машиностроительной продукции за последние два года возросла до 40 и более процентов или почти в два раза. А если к этому добавить, что из-за таможенной политики, которая проводилась в последние годы, тарифы на металлургическую продукцию постоянно росли в интересах защиты внутреннего производителя, а на наукоемкую машиностроительную продукцию постоянно снижались, то в результате все это вместе взятое могло стимулировать лишь одно - дальнейшее снижение уровня рентабельности и конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции.
Вывод из всего этого напрашивается лишь один: решение проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики возможно только при условии согласования интересов широкого круга товаропроизводителей на базе картельных соглашений, о которых мы уже говорим много лет, причем не только крупнейших отечественных компаний, но также в обязательном порядке предприятий малого и среднего бизнеса.
Мы пока не добились решения ряда других вопросов, в том числе о выкупе земли под промышленными объектами. Надо поблагодарить Президента страны за его немедленную реакцию на обращение к нему делегатов предыдущего съезда по этой острой проблеме. Однако дальше отсрочки в решении вопроса о выкупе земли дело пока не сдвинулось. Наш опрос перед съездом руководителей предприятий показал, что более 72 процентов предприятий так и не выкупили землю, причем главным образом из-за необоснованно высоких цен и неустановленности норм и процедур. Поэтому мы еще раз просим Правительство обратить внимание на данный вопрос.
Формированию перечисленных ориентиров, а также решению других проблем бизнеса должны способствовать скоординированные действия всех общественных объединений делового мира России. Именно для этого, для установления партнерских взаимоотношений и выработки решений, которые устроили бы все стороны и создан недавно Координационный совет РСПП, Деловой России и ОПОРы.
Мы дружно и плодотворно работаем с Торгово-промышленной палатой России, с ассоциациями российских банков, нам ведь делить нечего.
Вы получили предложения рабочей группы по подготовке к съезду, касающиеся указанной деятельности. Они касаются всех конкретных сфер экономического взаимодействия крупного, малого и среднего бизнеса. Вы также получили проект документа, касающийся принципов взаимодействия РСПП с другими объединениями предпринимателей и общественных организаций, которые необходимо утвердить.
Следующий вопрос касается социальной ответственности бизнеса. Он неоднократно рассматривался нами в прошедший период на многих совещаниях и конференциях почти во всех регионах. После этого на Правлении было принято постановление, в котором предложено ввести новый принцип оценки бизнеса - по проявленной им социальной ответственности. Социально ответственным будет признан тот, кто утвердил в своем бизнесе “высокие стандарты межкорпоративных, трудовых и социальных отношений”. А те, кто использует некорректные, противоправные методы - такие как заказные банкротства, захваты предприятий, криминальное уклонение от налогов, - будут считаться “паразитирующими на проблемах общества”. Эффективность бизнеса должна определяться “ценностными ориентирами самих предпринимателей”, их “общественной позицией”. Чтобы от дискуссий на этот счет перейти к конкретным действиям было принято решение разработать и опубликовать “Социальную хартию российского бизнеса”, которая являлась бы своеобразным консолидирующим предпринимательское сообщество документом. Проект его у вас имеется. После его принятия предлагаю присоединение к этому документу считать одним из условий членства предпринимателей в РСПП.
Пока сегодня мы имеем расхождение предлагаемого бизнесом “социального портфеля” с потребностями и представлениями населения. И это не кажется случайным явлением в связи с усиливающимся социальным расслоением, медленным образованием среднего класса, само существование которого у нас пока просматривается лишь на горизонте.
Ясно, что здесь предстоит значительная работа и бизнеса, и власти. Она потребует времени. В этой связи сегодня следует сделать все возможное, чтобы предотвратить дальнейшее разжигание желтой прессой и некоторыми недальновидными политиками непримиримых разногласий между бедными и богатыми, ненависти в народе к представителям бизнеса.
Все вы видите, как накануне съезда некоторые газеты злобно пытались вбить клин между бизнесом и властью, позициями РСПП и Президента страны. Прямо хочу сказать, что это отвратительно и идет во вред российскому народу. Ни к чему хорошему, кроме как к великим потрясениям, это не приведет. Это Россия, к сожалению, проходила уже не один раз.
Я хочу повторить то, что мне приходилось говорить не один раз: Российский союз жил, жив и будет жить. Будет жить промышленность, будет жить и Россия.
Спасибо за внимание.
Социальная хартия российского бизнеса
16 ноября 2004 г. , Москова, ХIV съезд РСПП
Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, члены Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей),
являясь гражданами Российской Федерации, понимая и принимая свою долю ответственности за судьбу нашего Отечества,
считая, что успешное развитие предпринимательской деятельности невозможно без устойчивого развития общества и неотделимо от него,
содействуя успехами своей предпринимательской деятельности увеличению совокупного общественного богатства и социальному прогрессу,
заключили настоящую Хартию об основополагающих социальных принципах ведения бизнеса, которым мы намерены добровольно следовать.
Социальная миссия бизнеса
Свою социальную миссию мы видим в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.
Мы убеждены, что:
- предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность равнозначны, не противоречат, а дополняют друг друга;
- разумная, сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей, компаний и бизнес – сообщества в целом;
- достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов возможно только на основе разумного баланса интересов наших акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других сторон, затрагиваемых нашей деятельностью;
- принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями - не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и полезна для общества в целом;
- важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, в основе которой - демократия, соблюдение гражданских прав и свобод, включая право частной собственности, равенство возможностей, уважение человеческого достоинства и приоритет закона.
- взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе.
Основные принципы
Экономическая и финансовая устойчивость
В свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции – сила и основная ценность предпринимательства.
Мы выступаем за ответственную свободу предпринимательства, добиваемся долгосрочного и устойчивого развития своих компаний, высоких финансовых результатов, которые создают основу рентабельного развития, а, следовательно, для роста занятости, экономического и социального благополучия страны.
Мы – ответственные налогоплательщики и, тем самым, делаем вклад в укрепление государства.
Качество продукции, взаимоотношения с потребителями
Смысл нашей деятельности - в надежном и качественном удовлетворении запросов и ожиданий потребителей наших товаров и услуг.
Мы придерживаемся принципов справедливого ценообразования, добросовестной конкуренции и рекламы, соблюдения этических норм ведения бизнеса.
Мы стремимся производить только качественные товары и услуги, благоприятные и безопасные для здоровья потребителей.
Мы используем в своей деятельности безопасные и надежные товары и услуги.
Взаимоотношения с работниками
Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет, и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам.
Мы признаем трудовые права работников как неотъемлемую часть прав человека. В своей деятельности мы соблюдаем установленные законом права работников в сфере труда, признаем право работника на достойное вознаграждение за результаты труда, содействуем предотвращению любых форм дискриминации и принудительного труда, способствуем раскрытию профессиональных и личных способностей наших работников, поддерживаем их участие в решении принципиальных вопросов развития предприятий.
Мы признаем наемных работников важнейшим активом компании. Мы содействуем раскрытию профессиональных и личных способностей и расширяем возможности наших работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду.
Права человека
Мы признаем неприкосновенность прав человека, не допускаем их нарушения, поддерживаем соблюдение любых прав человека, имеющих отношение к деятельности компаний.
Экологическая безопасность
Мы считаем сохранение природной среды важнейшей общечеловеческой ценностью.
Мы поддерживаем меры по защите окружающей среды; по достижению экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов, а также их повторному использованию и утилизации отходов.
Мы стремимся делать реальные шаги по сохранению природной среды.
Мы используем наши знания и опыт в области экологической безопасности и сохранения здоровья для улучшения безопасности и благополучия граждан на территориях размещения наших производств и в обществе в целом.
Участие в развитии местного сообщества
Мы понимаем, что наши компании и наши работники - неотъемлемая часть общества и придерживаемся принципов корпоративного гражданства.
Мы поддерживаем в доступных для компаний формах усилия власти и гражданские инициативы в области экономического, социального и культурного развития территорий размещения наших предприятий, укрепления демократических основ общества, защиты гражданских прав и свобод, права частной собственности.
Мы принимаем участие в решении общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне.
Заключительные принципы
Мы считаем, что настоящие общие принципы в равной степени применимы к деятельности любой компании вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.
Мы понимаем, что данные принципы должны быть интегрированы в процессы принятия решений в наших компаниях; эта работа носит долговременный характер, требует целенаправленных усилий, постепенного и последовательного продвижения.
Мы ставим перед собой только ясные, измеримые, достижимые и непротиворечивые экономические, социальные и экологические цели и добиваемся их достижения.
Мы ясно понимаем свою экономическую и социальную роль и возлагаем на себя ответственность, в пределах которой мы отвечаем за последствия наших решений и действий.
Мы стремимся к тому, чтобы наша деятельность была открытой и прозрачной.
|