Бизнес-дневники
“Земля должна думать о том, чтобы изучать физику Солнца. Мы должны также думать о том, что в будущем возможны встречи нашей планеты с другими космическими телами – метеоритами, кометами и так далее.”
Дмитрий Рогозин,
Вицепремьер Правительства РФ
(Из выступления во время посещения ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», 2 марта 2012 г.).
“Нужна нормативно-правовая поддержка деятельности российского частного бизнеса на ключевых рынках продуктов и услуг космической навигации и дистанционного зондирования Земли.”
Сергей Жуков,
Исполнительный директор Космического кластера Фонда «Сколково»
(Из комментария о внесении в Правительство РФ проекта «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года», 15 марта 2012 г.).
“Любой фермер на Западе без использования спутников дистанционного зондирования Земли, метеоспутников не занимается сбором урожая и подготовкой к посеву.”
Владимир Поповкин,
Глава Роскосмоса
(Из выступления на открытии Первой всероссийской научно-практической конференции по подготовке кадров для инновационных космических проектов, 23 марта 2012 г.).
Скандал
Не тот уровень…
Наверное, очень чёрная кошка пробежала между Роскосмосом и ОАО «Российские космические системы» (РКС). Нечасто случается, что руководители государственного агентства и подведомственного предприятия совершенно публично, на глазах широкой общественности начинают выступать со взаимными обвинениями, а по сути – выносить сор из избы.
Это тем более неудивительно, что не всегда понятный высокий уровень секретности Роскосмоса, да и вообще всей космической отрасли, давно уже стал притчей во языцех, а тут вдруг такая совершенно неожиданная «открытость».
Дошло до того, что 22 апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин был вынужден потребовать от руководства Федерального космического агентства и РКС прекратить публичное выяснение отношений. И совершенно правильно сделал. Потому что, согласитесь, людям, работающим в космическом ведомстве, опускаться столь низко, до уровня элементарной склоки – совсем не к лицу.
Стихия
Специфика просторов

Сразу девять станций, пять из которых принадлежат Росгидромету и Минприроды России, будут осуществлять постоянный приём спутниковой информации о паводковой обстановке в период весеннего половодья. Об этом сообщило 19 марта МЧС России.
Системой космического мониторинга чрезвычайных ситуаций предусмотрен оперативный контроль 2,46 тыс. паводкоопасных участков и в целом контроль состояния ледовой обстановки на реках России.
Как ранее сообщало МЧС России, весеннее половодье может вызвать ЧП в Якутии, Приморском, Хабаровском и Красноярском краях, Иркутской области, всего в зону паводков в России попадают более 4,7 тыс. населённых пунктов. По данным ведомства, в России в зоне воздействия половодья находятся 4,77 тыс. населённых пунктов, почти 1,9 тыс. участков автомобильных и 378 участков железнодорожных дорог, а также 563 моста.
Такая вот специфика наших российских просторов. Среди лесов, полей и рек, конечно, вольно дышится, но когда эти реки разливаются – нужен глаз да глаз. Хорошо, что сейчас он есть – спутниковый.
Проект
ДЗЗ против малярии
Технологии дистанционного зондирования Земли продолжают дарить людям всё новые возможности. Сегодня космические снимки группировки спутников RapidEye используются в рамках проекта MALAREO для содействия программам по контролю распространения малярии в странах южной Африки.
Конечно, сами москиты (разносчики малярии) не могут быть обнаружены из космоса, но их ареалы обитания хорошо дешифрируются на космических снимках. Даже небольшие водоёмы и заболоченные территории являются серьёзными источниками для размножения личинок малярийных комаров. Наличие таких мест рядом с населёнными пунктами – сигнал о повышенном риске возникновения малярии.
Специалисты отмечают эффективность продуктов на основе данных ДЗЗ, так как они способствуют улучшению планирования мер по борьбе с малярией и позволяют связать экологическую и эпидемиологическую информацию, что является первым шагом к созданию системы раннего предупреждения развития опасного заболевания.
Природа
Космические ошейники

В марте был успешно завершён весь объём запланированных работ по обеспечению круглосуточного мониторинга за жизнью зубриных семей сразу в трёх областях России. Учёные из Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН снабдили GPS-ошейниками-передатчиками восемь зубров.
Теперь от зубров постоянно поступают уникальные сведения: о местоположении в течение полных суток, о перемещениях и об активности. Всесторонний анализ этих данных даст новую интересную информацию о биологии зубров.
Конечно, вряд ли сами животные считают ошейники достойным для себя украшением, да и чувство причастности к космическим технологиям они вряд ли испытывают. Но и для них от такого наблюдения польза ощутимая: браконьеры сто раз подумают, прежде чем поднимут ружье на зубра, за которым следит космический спутник.
Не тайна
Лес рубят…

Какие страсти кипели вокруг Химкинского леса, да и сейчас этот вопрос продолжает будоражить умы. При этом общественность иногда была вынуждена гадать: где вырубили, сколько вырубили? Между тем как раз эта информация – не тайна за семью печатями. Спутниковый мониторинг строительства автотрасс с 2010 г. ведут специалисты Информационного центра НП «Прозрачный мир».
Сейчас, согласно данным космической съёмки, полоса под трассу «Москва – Санкт-Петербург» на участке от 15 до 58 км (городской округ Химки и Солнечногорский район Московской области) прорублена практически на всём протяжении. В среднем её ширина составляет 80 м, но в местах расширений и развязок достигает 250 м. Единственным непрорубленным участком является дубрава в Химкинском лесу (городской округ Химки) протяжённостью 250 м.
Значит, дубрава пока цела, если это, конечно, дубрава…
Фотофакт
Привыкаем…

В монтажно-испытательном корпусе космодрома «Байконур» продолжается подготовка транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-04М» к запуску на Международную космическую станцию (МКС). Несколько десятилетий назад подобный снимок аппарата, который скоро окажется в космосе, вызвал бы у нас живейший интерес. А сейчас… Мы привыкли.