“Это наша малая Родина. Мы отсюда в отпуск уезжаем, а возвращаемся на Ямал домой.”
Дмитрий Кобылкин: «Север может и должен быть комфортным»
Когда говорят «Ямал», то чаще всего подразумевают огромные залежи газа, которым снабжается не только наша страна, но и ещё половина Европы.
Только ли газом единым живёт этот округ? Об этом, а также о том, как складывается
– Дмитрий Николаевич, справедливо предполагать, что люди, добывающие главные богатства России, должны жить достойно. Что предпринимает правительство округа для создания комфортной среды проживания (в плане развития транспортной инфраструктуры, жилищного строительства)?
– Север может и должен быть комфортным для проживания. Убеждён в этом. Нам
Первая проблема – жильё. Строительство мы активизировали кратно, привлекли все ресурсы. До конца 2012−го будет введено в эксплуатацию более 190 тыс. кв. м, а к 2016 году планируем выйти на 1 млн 120 тыс. кв. м жилья. При таких темпах к 2020 году аварийный жилой фонд в регионе будет практически ликвидирован. Мы максимально поддерживаем и будем впредь поддерживать многодетные и молодые семьи, коренных, ветеранов, инвалидов,
Строим дороги, потому что понимаем, что без нормальной транспортной инфраструктуры будем топтаться на месте. В рамках Северного широтного хода расширяем железнодорожную сеть. В центре внимания – строительство железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево». Магистраль в 707 км свяжет запад и восток округа, и пройдёт она там, где расположены крупные углеводородные месторождения. Она соединит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит сокращение плеча доставки грузов в европейскую часть России на 200–700 км.
“Ударными темпами строятся здания детсадов, – за 5 лет введём в эксплуатацию 33 детских сада (!), школы, больницы
В прошлом году начали строительство автодороги на Надым. Эта часть дороги «Сургут – Салехард, Надым – Салехард» включена в перечень приоритетных инвестпроектов Уральского федерального округа, утверждённых Правительством РФ. Стройка обеспечит автотранспортную связь административного центра автономного округа с общероссийской сетью автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, выход на общероссийскую сеть дорог получат ещё шесть населённых пунктов Ямала. Будет в целом завершено создание опорной сети автомобильных дорог округа.
– Что можно сказать о развитии энергетики и модернизации ЖКХ?
– Уже сегодня в округе строятся крупные энергообъекты (Уренгойская ГРЭС,
– Почему именно Салехард был выбран для проведения совещания по комплексному развитию ЖКХ в УрФО?
– Ямал показателен во многом. Это Арктика, со всеми вытекающими последствиями, но Арктика обжитая и с огромными перспективами. Наши проблемы характерны не только для северных соседей, но и для всех регионов страны. Но здесь эти проблемы наиболее ярко выражены: территория огромная, людей мало, населённые пункты друг от друга отдалены на сотни километров, дорог нет…
“Наши проблемы характерны не только для северных соседей, но и для всех регионов страны. Но здесь эти проблемы наиболее ярко выражены.”
От проблем мы не прячемся, не замалчиваем, а планомерно их решаем. Ветхое и аварийное жильё, изношенность коммунальной инфраструктуры, переселение из районов Крайнего Севера в регионы с более благоприятным климатом – это самые больные темы. До 90% обращений земляков касаются именно этого. Про коммунальную корпорацию я уже сказал. Кроме того, мы создали специальные фонды, которые призваны решать эти вопросы. Мы привлекли партнёров из ТЭКа, которые – спасибо им – реально помогают строить жильё и обустраивать соцкультбыт. Мы взаимодействуем
– Достаточно ли трудовых ресурсов для развития приоритетных направлений
– Ресурсов достаточно. Недостаточно решен вопрос насыщения рынка труда настоящими профессионалами. Для нас это особенно актуально в силу того, что в округе реализуются крупнейшие и важнейшие стратегические проекты – освоение месторождений полуострова Ямал, строительство завода СПГ, строительство новой трубопроводной системы, железнодорожных и автомобильных магистралей, модернизация агропромышленного комплекса и т.д. и т.п. Неслучайно 2012 год я предложил объявить Годом подготовки квалифицированных специалистов. Что для этого делается? Многое. Провели серию консультаций с крупнейшими работодателями – руководителями предприятий ТЭК, строительства, АПК, выяснили, что совместно можем сделать для того, чтобы Ямал перестал быть вахтовой территорией, а нужные специалисты были нашими, ямальскими кадрами. Понятно, что регион будет нуждаться в высококлассных специалистах из других территорий, но их количество должно быть минимально, и приглашение их должно быть обусловлено действительно необходимостью.
Фактически это задача экономическая. Будет у региона будущее – будут рабочие места, будет уверенность в завтрашнем дне, тогда и мысли уехать
– Интенсивное строительство промышленных и инфраструктурных объектов расширяет угрозы для природной среды Ямала. Какие меры принимает власть округа для решения экологических проблем? Находится ли консенсус между обществом и бизнесом в этих вопросах?
– Проблемы территорий с развитыми производствами нефтегазодобычи схожие. Мне довелось возглавлять рабочую группу Госсовета по проблемам экологии. Вы знаете, и утилизация попутного газа, и ликвидация накопленного ущерба, когда за брошенные отходы производства уже не с кого спросить, волнует многие регионы. Здесь же проблемы невозможности воздействия на компании ТЭКа со стороны региональной инспекции. Все крупные компании находятся под контролем структур федерального уровня. Но мы на территории тщательно и скрупулёзно ведём свой мониторинг окружающей среды. Например, работы по контролю состояния противофонтанной безопасности на скважинах позволили оценить состояние нескольких десятков законсервированных и незавершённых строительством скважин. Получены рекомендации по дальнейшему их использованию и рекультивации участков. По особо опасным объектам, которые мы выявили, проведём повторную консервацию.
“При таких темпах к 2020 году аварийный жилой фонд в регионе будет практически ликвидирован.”
Доклад об экологической ситуации на Ямале размещён на официальном сайте органов власти округа в подразделе «Экология». Результаты мониторинга являются не только информационной основой, но и позволяют своевременно предотвращать угрозы. Работа эта продолжается в рамках специальной окружной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Моё убеждение неизменно: на уровне начальной подготовки любых крупных проектов необходим максимально широкий учёт экологических рисков с привлечением самых сильных специалистов, учёных и практиков. Необходим постоянный жёсткий контроль как со стороны госорганов, так и со стороны общественных организаций и СМИ. Восстановление института государственной экологической экспертизы для крупных инфраструктурных проектов должно стать своеобразным предохранительным инструментом, который позволит предварительно оценить достаточность разработанных мероприятий по охране природы, определить возможность и степень воздействия на среду.
“Сегодня на полуострове Ямал используются замкнутые системы водоснабжения, которые не допускают загрязнения почвы и водоёмов.”
Понятно, у нас ресурсный регион, и нагрузка на экологию формируется в связи с промышленным освоением и развитием
– А какова международная практика в этих вопросах?
– Не поверите, но до сегодняшнего дня единого подхода, единой программы по безопасному развитию Арктики, предложенных
“Будет у региона будущее – будут рабочие места, будет уверенность в завтрашнем дне, тогда и мысли уехать
Цена арктического вопроса много выше, чем можно представить. При безответственном отношении к Арктике мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы. Поэтому сейчас базовой задачей для всех арктических регионов России, да и для всех государств, должно стать широкое внедрение ресурсосберегающих – умных технологий, способных работать в гармонии с природой. На Ямале мы к этому стремимся.
ПР
Главная тема
- Ямал- ворота в Арктику
- Дмитрий Кобылкин: «Север может и должен быть комфортным»
- Владимир Владимиров: «Ямал перестаёт быть территорией временного проживания»
- Андрей Кугаевский: «Территория становится комфортной для всех»
- Александр Калиберда: «Только индивидуальный подход рождает доверие к власти»
- Инновации могут быть и в экстремальных условиях
- Молодёжь Ямала – будущее России
- Вячеслав Кучеренко: «Сохраняя традиции предков, позаботься о будущем»
- Ямал может многому научить
Мониторинг
- Индекс деловой среды в марте. Инвестиции в плюсе, личные оценки в минусе
- НРБ 2012: диалог бизнеса и власти
- Обзор текущего законодательства Февраль 2012 г.
Бизнес и общество
- Дежавю, или Честь президента
- Илья Глазунов: «Что мы оставим после себя?»
- Я расскажу сейчас про выборы
- Елена Истягина-Елисеева: «Необходимо работать ради желания прославить страну»
- Возлюбить ближнего своего
Финансы, рынки, компании
- Современные технологии защиты окружающей среды в Уренгое
- Мировые политические режимы и инвестиционная привлекательность
- «Югорскремстройгаз»: качественная работа под ключ
Отрасль
- Космические технологии: Земные проблемы
- Сергей Шойгу: «Не буду говорить, сколько ДЗЗ стоит, но результаты того стоят»
- Ольга Гершензон: «Нам из космоса всё видно»
- Сергей Миллер: «Очевидно, что за ДЗЗ будущее»
- Иван Моисеев: «Мы сами себе запрещаем развиваться»
- Евгений Лупян: «Спутниковые технологии – источник объективной информации»
- Кадровый потенциал космической отрасли