голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Главная тема

Александр Калиберда: «Только индивидуальный подход рождает доверие к власти»

По мнению Александра Калиберды, главного федерального инспектора в Ямало-Ненецком автономном округе, механизмы властной вертикали должны работать без сбоев, в едином правовом пространстве, и быть направленными на конечный результат – на человека. Нужно не забывать, для кого существует государство, и работать каждый день, не подменяя красивым словоблудием конкретные дела.

«Только индивидуальный подход рождает доверие к власти»

– Александр Михайлович, ваши функции – контролирующие. Как вы  взаимодействуете с властями, с обществом? Каковы механизмы контроля исполнения указов, распоряжений и иных решений государственных органов власти?

– Если быть точным, задачи, которые реализуются мной на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, вытекают из задач, поставленных Президентом РФ перед полномочным представителем в Уральском федеральном округе, и несколько шире, чем контроль. Среди основных задач можно назвать реализацию основ внутренней и внешней политики государства, организацию контроля за исполнением решений, принимаемых на федеральном уровне.

Как это работает на Ямале? Я как главный федеральный инспектор на территории ЯНАО осуществляю координацию действий территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа и  органов местного самоуправления по реализации задач, поставленных Президентом РФ, и осуществляю контроль своевременного и качественного их исполнения.

Делается это через механизм плановых контрольных проверок и через совещательные органы при главном федеральном инспекторе.

Надо сказать, что механизмы властной вертикали должны работать без сбоев, в  едином правовом пространстве, и быть направленными на конечный результат. На  человека. Не удивляйтесь, именно на человека. Какие бы высказывания не звучали с оппозиционных площадок, других задач ни глава государства, ни его полномочный представитель передо мной никогда не ставили.

Ямал – труднодоступная и холодная территория, у нас лето длится 2 месяца, морозы ниже 40° – обычное для зимы дело.

Но любому уровню власти необходима оценка результатов её деятельности со  стороны населения: приносят ли меры, принимаемые властью, позитивный результат для граждан. Это очень важно, так как позволяет скорректировать действия госорганов институтов в сторону большей эффективности.

Большим подспорьем в этом направлении являются координирующие межведомственные органы, в которые для работы на постоянной основе приглашаются представители общественности. Это приносит свои плоды.

В прошлом году на очередном заседании совета по развитию предпринимательства, который мы проводили совместно с курирующим это направление заместителем губернатора, после череды скучных, шаблонных отчётов представителей власти я задал вопрос представителям бизнеса, о том, нужны ли  были именно эти меры поддержки предпринимателям или нам стоит их  откорректировать. В зале стояла тишина, и по глазам читалась простая логика наших предпринимателей «мы сами по себе, вы сами по себе». Я тогда постарался объяснить, что если они и дальше будут отмалчиваться, то никакого развития экономики региона не будет. Проиграет и власть, и бизнес. Более содержательного и бурного диалога я не помню. По итогам мы внесли коррективы в программные документы, которые были предложены предпринимателями.

– Имеются ли у вас какие-то особенные региональные функции, отличающиеся от общепринятых функций главного федерального инспектора?

– На характер деятельности естественным образом накладывает отпечаток специфика региона. Ямал – газовая кладовая страны, здесь сосредоточены стратегические для России запасы природного газа и основные мощности по его добыче – это определяет необходимость приоритетного внимания вопросам сохранения социальной и экономической стабильности в регионе. В силу огромной концентрации добывающей промышленности и отсутствия транспортной инфраструктуры (за исключением транспортировки углеводородов) другие отрасли хозяйства развиты слабо. Также Ямал – труднодоступная и холодная территория, у нас лето длится 2  месяца, морозы ниже 40° – обычное для зимы дело. На предприятиях ТЭКа работает много «вахтовиков». Эти факторы определяют необходимость крайне тщательного решения вопросов социального обеспечения жителей округа: мы не можем позволить себе заморозить людей зимой из-за прорванных труб или выселить человека на  улицу в 50−градусный мороз.

Надо сказать, что почти все сельские районы обеспечиваются топливом в рамках централизованного северного завоза, дотируется производство хлеба, для коренного населения (ханты, ненцы и селькупы) внедрены программы обеспечения продуктами питания, жильём, материалами для проживания в тундре и ведения оленеводства.

Примеров можно приводить множество – скажем, за последние 5 лет на Ямале не  было ни одной крупной аварии на объектах жизнеобеспечения жилого сектора; несмотря на небольшую численность населения (по данным последней переписи – 522 тыс. человек), наш регион лидирует по вопросам обеспечения занятости (уровень безработицы по методологии МОТ находится на уровне примерно 3,6%, по этому показателю округ занимает 3–5−е место среди регионов России, впереди только столичные регионы).

В силу специфики должности главного федерального инспектора по этим и другим важнейшим направлениям осуществляется системный мониторинг ситуации, контроль работы региональных и местных властей, выработка предложений по решению больших и малых проблем. Мало просто получать информацию о происходящих событиях, необходимо знать ситуацию и в случае нужды инициировать механизмы государственного управления для того, чтобы решить проблему по сути.

Становление крупных инвестиционных проектов проводится в ручном режиме, так как согласование интересов различных участников процесса и властных структур протекает слишком медленно.

Например, в период кризиса по округу прошла серия банкротств сервисных и  строительных предприятий, и зарплату для их бывших работников пришлось «выбивать» из собственников и дебиторов. Часть бизнеса повела себя социально безответственно. Активы стали уводиться за границу, а тысячи людей и их семьи были оставлены без средств существования. Потребовалось объединение усилий всех ветвей власти в рамках антикризисного штаба при полномочном представителе Президента РФ. Это позволило стабилизировать ситуацию и вернуть рабочим более 1,5 млрд рублей, ими же заработанных.

Становление крупных инвестиционных проектов проводится в ручном режиме, так как согласование интересов различных участников процесса и властных структур само по себе протекает слишком медленно. К примеру, в кризисном 2009 году долго, больше 4 месяцев, не решался вопрос с выделением бюджетного субсидирования строительной отрасли округа, пришлось ускорить этот процесс в  индивидуальном порядке, что, несомненно, помогло избежать катастрофического провала.

 

Многие вопросы решаются централизованно, на высшем федеральном уровне, что накладывает отпечаток на характер взаимодействия с этими компаниями.

Ну и, конечно, спецификой региона является присутствие в нём крупнейших вертикально-интегрированных компаний, штаб-квартиры которых расположены в  Москве. Многие вопросы решаются централизованно, на высшем федеральном уровне, что накладывает отпечаток на характер взаимодействия с этими компаниями. Несмотря на сложности, по многим вопросам удаётся найти взаимопонимание.

– По каким темам чаще всего обращаются к вам жители Ямала?

– По-прежнему для жителей ЯНАО актуальными остаются вопросы коммунально-бытового обслуживания, социального обеспечения и социальной защиты. Жалобы в основном касаются пробелов в законодательной сфере по обеспечению жильём граждан, часть жалоб связана с крайне низкой правовой грамотностью населения в данном вопросе. Руководителями приёмных проводится необходимая разъяснительная работа с указанной категорией граждан, в частности даётся разъяснение статей Жилищного кодекса РФ.

В основном поступают те вопросы, которые не нашли своего разрешения на  местах, действительно наболевшие, выстраданные. Работаем не для статистики или галочки, а на результат. Только при таком индивидуальном, человеческом подходе, который мы реализуем, как раз и рождается доверие к власти, друг к другу, это способствует укреплению стабильности в обществе.

– Практикуется ли вами какая-либо форма общественных обсуждений по  острым проблемам округа?

– В рамках профессиональной деятельности налажено тесное взаимодействие с  Общественной палатой ЯНАО и институтами гражданского общества. Так, в этом году по поручению полномочного представителя Президента РФ в УрФО под моим председательством было проведено совещание по расширению круга некоммерческих негосударственных организаций (НКО), реализующих социально значимые проекты и  программы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Речь шла и о разработке механизма эффективной поддержки деятельности таких НКО. Это возможно, например, в виде создания государственного учреждения «Дом общественной инициативы», которое позволит объединить социально ориентированные НКО для решения правовых, организационных, финансовых и других вопросов. И мы поддерживаем их.

Одной из форм, доказавшей свою эффективность, можно считать работу координационных (совещательных и консультативных) органов при главном федеральном инспекторе в ЯНАО. Созданные координационные органы являются диалоговой площадкой для обсуждения проблемных вопросов в  общественно-политической и социально-экономической жизни региона.

За последние 5 лет на Ямале не было ни одной крупной аварии на объектах жизнеобеспечения жилого сектора.

Во взаимодействии с общественными организациями реализуется проект «Трудовой навигатор», имеющий целью социальную адаптацию молодёжи, которая находится в  сложной жизненной ситуации. Были созданы временные рабочие места для молодёжи в  цехах шелкографии, по производству рекламной и сувенирной продукции, по сборке детских настольных игр. Организовывались рабочие места для участия молодёжи в  общественных работах. Бизнес получил работников и субсидии на их трудоустройство, молодые люди – работу, власть – снижение остроты социальных проблем.

– В чей адрес чаще всего вы слышите претензии от общества и  представителей деловых кругов: к органам исполнительной и законодательной власти, правоохранительным органам? Приведите, пожалуйста, примеры ярких обоснованных претензий, и как они были разрешены?

– Такие примеры действительно встречаются. Например, обращения о нарушении законодательства должностными лицами УВД, прокуратуры, УФССП Нового Уренгоя.

Поступило обращение жителя Нового Уренгоя о нарушениях закона со стороны должностных лиц органов государственной власти. В итоге начальник следственного управления при УВД по г. Новому Уренгою уволен из органов внутренних дел.

Бизнес получил работников и субсидии на их трудоустройство, молодые люди – работу, власть – снижение остроты социальных проблем.

Вот ещё один яркий пример. Житель Салехарда обратился с просьбой помочь ему получить жилое помещение, соответствующее санитарным и противопожарным нормам, так как он не может решить этот вопрос через администрацию города. Доводы заявителя о неудовлетворительном техническом состоянии его квартиры при проверке подтвердились. В связи с чем прокурором Салехарда внесено представление начальнику департамента градостроительства и городского хозяйства об устранении выявленных нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Кроме того, заявителю была предложена для вселения на условиях договора социального найма другая благоустроенная квартира в доме-новостройке.

– Обращаются ли к вам представители бизнеса за помощью в решении каких-либо вопросов? Если да, то как вы реально помогаете им решать возникающие проблемы?

– Глава государства поставил чёткую задачу по созданию благоприятного климата для предпринимательства, привлечению инвестиций и снижению административных барьеров, особенно для малого бизнеса.

Поэтому создана рабочая группа по преодолению административных барьеров, в  состав которой вошли заместитель губернатора ЯНАО и руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти для мониторинга обращений предпринимателей об административных барьерах при осуществлении хозяйственной деятельности.

Например, житель Салехарда обратился с просьбой оказать содействие в  реализации перспективного проекта по созданию Удостоверяющего Центра, цель которого – создание сертификатов электронных цифровых подписей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, необходимых для работы на электронных площадках в рамках государственного и муниципального заказа. Его вопрос был решён положительно.

Есть и другие примеры. Житель пос. Тазовский обратился с просьбой оказать содействие в получении лицензии на работу с твёрдыми бытовыми отходами, а также дать разъяснения, в компетенцию каких органов власти входит выдача данной лицензии. Руководителю Управления Росприроднадзора по ЯНАО нами было дано поручение: принять меры для оформления жителю разрешительной документации.

Также сегодня у нас уже созданы: технопарк, три фонда поддержки малого и  среднего предпринимательства, гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства, восемь бизнес-инкубаторов, а также фонды микрофинасирования и инновационного развития.

– Отслеживаете ли вы, как реагируют структуры власти и другие органы на высказываемые в их адрес обоснованные претензии?

– Проблема обратной связи существует как внутри властной вертикали, так и в рамках взаимоотношений власти в целом и общества. Соответственно, значительная часть повседневной работы посвящена как раз выяснению того, насколько полно и  своевременно реализуются поручения главы государства губернаторами, главами местного самоуправления, руководителями региональных подразделений федеральных структур.

Круг вопросов контроля очень широк – от частных обращений граждан по  конкретным житейским ситуациям до решения инфраструктурных задач регионального уровня.

Составной частью этого контроля является выяснение вопросов соблюдения исполнительской дисциплины, в том числе выполнения направляемых рекомендаций. Но существенно и выяснение позиций участников проведения решений и рекомендаций в жизнь, так как важно понимать причины происходящих событий. У чиновников и  бизнесменов зачастую встречаются ситуации структурных проблем (типичный пример – коллизии законодательства), возникают и ситуации адекватности восприятия исполнителями управленческих команд, что тоже нужно отслеживать.

Вообще, приоритет отдаётся контролю по результатам – если поручение выполнено вовремя и качественно, следовательно, руководитель органа справился со своей задачей.

Проблема обратной связи существует как внутри властной вертикали, так и в рамках взаимоотношений власти в целом и общества.

– СМИ привлекаете для организации диалога с обществом?

– Безусловно. В диагностике потенциальных и реальных проблем как раз очень помогают формы обратной связи с общественностью, в первую очередь мониторинг СМИ, взаимодействие с общественными организациями, анализ обращений и жалоб граждан. На ямальском телевидении уже несколько лет успешно работает телевизионный проект главного федерального инспектора «Это важно», Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа «Народный контроль», а в прошлом году в эксплуатацию был запущен новый сайт главного федерального инспектора в ЯНАО. На сайте предусмотрена возможность задать интересующий вопрос и, при условии указания своих данных, получить на него исчерпывающий ответ.

Вообще, форм взаимодействия власти и общества предусмотрено много, но, как показывает практика, живое взаимодействие приносит результаты только там, где срабатывает «человеческий фактор», где есть неравнодушие конкретной личности и  есть желание решить проблему, а не «заболтать» её. В этом плане с  руководителями повезло и Уральскому федеральному округу, и Ямалу.

В заключение я хотел бы сказать, что проблем в округе достаточно, работы хватает, и не только мне. Что необходимо делать, чтобы эти проблемы решить? Просто работать каждый день, добиваясь или приближая конечный результат. Не  подменяя красивым словоблудием конкретные дела и не забывая, для кого существует государство. Это не так эстетично, как гротесковая поза «митингового революционера» на площади, но других эффективных рецептов человечество не  придумало.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!