“Промышленность и инфраструктура – это разные сферы, разные инвесторы, совершенно разная деятельность, разные балансы, которые привязаны к совершенно разным вещам.”
Александр Баженов: «Государственно-частное партнёрство – единственный механизм развития Дальнего Востока»
Александр Баженов, директор Дирекции
– Александр Владиславович, на совместном заседании Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и руководства Координационного совета отделений РСПП в ДФО, прошедшем 16 мая, вы отмечали, что использование модели ГЧП для Дальнего Востока и Байкальского региона – одно из важных условий в развитии макрорегиона. В чём вы видите проблемы финансирования предлагаемых там инвестиционных проектов?
– В прошлом году Наблюдательным советом Внешэкономбанка была поставлена задача – сформировать Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В рамках данной деятельности была проделана большая работа для определения состояния проектного поля в связи с тем, что Фонд может финансировать только те проекты, реализация которых предполагает срочность, платность, возвратность инвестиций.
Нами были получены следующие результаты. В рамках формирования так называемой государственной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья регионами заявлены 2824 инвестиционные инициативы общей стоимостью более 10 трлн рублей. В рамках нашего взаимодействия с регионами ими предложено 195 приоритетных инвестиционных проектов общей стоимостью более 3 трлн рублей. Однако только 19% из них находятся в высокой степени проработанности, ещё примерно столько проектов можно довести до готовности для того, чтобы они были востребованы рынком.
Объективными особенностями макрорегиона являются большое число природных ресурсов, неразвитая инфраструктура и недостаточная ёмкость локального рынка, что непосредственно влияет на реализацию инвестиционных проектов. Например, инициатором разработан проект по добыче и переработке полезных ископаемых. Если не существует инфраструктуры, то такой проект не может быть реализован – ни построить производство, ни вывезти продукцию. Экспорт продукции из макрорегиона предполагает наличие дорогостоящей транспортной инфраструктуры, тем более учитывая расстояния между центрами добычи, переработки и экспорта. Традиционно считается, что задача по развитию транспортной инфраструктуры по силам бюджету и ОАО «РЖД». Но малый объём финансирования инфраструктуры в рамках бюджетного финансирования и инвестиционных программ естественных монополий связан с низкой электоральной значимостью и низким уровнем развития экономики макрорегиона в целом. Неслучайно в период экономического кризиса Дальний Восток и Байкальский регион наиболее ощутимо почувствовали уменьшение государственного финансирования, так как антикризисные меры были направлены на спасение национальной экономики и сохранение политической стабильности, следовательно, прежде всего на те регионы, где живёт большая часть населения и где сосредоточено основное производство. Поэтому, несмотря на затишье, кардинальных изменений в росте бюджетного финансирования для развития данного макрорегиона ждать не приходится, для этого пока нет
Но это не просто приводит к значительному удорожанию проекта вплоть до отсутствия экономической целесообразности в его реализации, это является понятийной ошибкой. Промышленность и инфраструктура – это разные сферы, разные инвесторы, совершенно разная деятельность, разные балансы, которые привязаны к совершенно разным вещам.
– Где же выход из замкнутого круга?
– Если развитие инфраструктуры не может быть профинансировано ни из тарифа, ни из бюджета, ни из средств инвестора, то данная проблема может быть решена их комбинированием, в том числе во времени. Действительно, взятые по отдельности железнодорожные проекты на Дальнем Востоке являются убыточными. Если же мы их рассматриваем как необходимое условие развития экономики территории, роста производства, грузоперевозок в направлении портов, развития портовой инфраструктуры, прилегающих территорий, тогда мы видим генерацию значительного объёма экономического роста.
Опережающее развитие инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона должно обеспечиваться за счёт внебюджетных источников и окупаться из бюджетных средств вследствие экономического роста территорий при осуществлении инвестиционных производственных проектов.
Успешные примеры использования данной модели есть за рубежом. В России «Автодор» использует не только модель платных дорог, но и модель контракта жизненного цикла, в соответствии с которой развитие инфраструктуры окупается за счёт экономического роста, связанного с развитием дороги, в рамках которой концедент (государство) расплачивается с инвестором за построенную и обслуживаемую инфраструктуру.
Говоря про дополнительные доходы бюджета как об источнике возврата инвестиций для частного инвестора, в сложившейся системе бюджетных отношений нельзя ограничиваться бюджетами регионов и городов, так как они не могут обеспечить риски расчётов с инвесторами и привлекать инвестиции в необходимом объёме. Невозможно разделить расходы на развитие БАМа между всеми субъектами Российской Федерации, которые получат эффект от реализации данного проекта. Соответственно, инвестору логично рассчитывать на дополнительные доходы федерального бюджета, которые предлагается планировать в виде средств Инвестиционного фонда.
– Тогда встаёт вопрос о чётком взаимодействии центра и регионов?
– Несомненно. Вместе с этим необходимо научиться управлять, координировать совместную работу участников проектов. Инфраструктурный инвестор проектирует, строит и эксплуатирует транспортные объекты. Инвесторы проектируют и строят производственные объекты, затем эксплуатируют их в привязке к инфраструктуре. В этой ситуации государству необходимо научиться управлять риском сбалансированности платежей за доступность инфраструктуры и достижением запланированных результатов экономического роста. Поэтому необходим механизм увязки инфраструктурных и производственных инвестиционных проектов в формате проекта комплексного развития территорий, а не отдельных инвестиционных проектов как составляющей программ государства и бизнеса.
В качестве примера приведу проект комплексного развития Южной Якутии, в рамках подготовки которого успешно разработана
“Инфраструктурный инвестор проектирует, строит и эксплуатирует транспортные объекты. Инвесторы проектируют и строят производственные объекты, затем эксплуатируют их в привязке к инфраструктуре.”
– Что должно учитываться при подготовке и реализации таких комплексных проектов?
– В юридическую структуру должны быть связаны соглашение о комплексном развитии территорий, соглашение
Соглашение о комплексном развитии территории объединяет инвесторов, планирующих реализовать промышленные проекты, регионы, компании–операторы инфраструктуры. Его задача в оформлении и принятии на себя обязательств. Промышленными инвесторами – по реализации производственных проектов, государством – по развитию инфраструктуры за счёт бюджетных или внебюджетных источников.
В рамках соглашения
Все данные соглашения в России существуют и реализуются. Но по отдельности. Сами по себе они не собираются в единое целое. Для планомерного развития территорий вне рамок международных мегасобытий требуется создание специального инструмента, который позволит применять особые условия для подготовки и реализации крупных проектов комплексного развития.
В этой связи мы считаем целесообразным обсудить вопрос о создании специальной государственной компании по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
– Какие функции она могла бы выполнять и какие у нее могли бы быть полномочия?
– Госкомпания может организовывать формирование проектов, от лица государства координировать деятельность инвесторов, естественных монополий, органов государственной власти и местного самоуправления для реализации комплексных проектов, как концедент брать на себя обязательства от лица государства, субъектов, муниципалитетов по развитию федеральных, региональных, муниципальных инфраструктур за счёт внебюджетных источников. Также у такого института должны быть права, в том числе по проведению упрощённых процедур, связанных с оформлением земли, регистрацией имущества и т.п.
Эта госкомпания рассчитывалась бы с инвесторами, которые реализуют инфраструктурные проекты, за счёт увеличения бюджетных доходов вследствие экономического роста территорий.
“Мы считаем целесообразным обсудить вопрос о создании специальной государственной компании по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона”
Данную госкомпанию нельзя путать с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона, который был создан в 2011 году по решению Наблюдательного совета Внешэкономбанка. Его задачами являются содействие развитию инвестиционной деятельности в субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона, а также подготовка качественных инвестиционных проектов. Фонд фактически будет являться девелопером для формирования и инвестором при реализации инвестиционных проектов за счёт внебюджетного финансирования. В настоящее время фонд ведёт отбор перспективных проектов.
При таком понимании госкомпания и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона в своей деятельности будут дополнять друг друга, представлять государство как организатора развития макрорегиона, реализовывать конкретные взаимосвязанные инфраструктурные и промышленные проекты.
ПР
Главная тема
- ГЧП – локомотив на путях железных дорог
- ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты
- Игорь Руденский: «К развитию инфраструктуры надо привлекать бизнес»
- Александр Баженов:
«Государственно-частное партнёрство – единственный механизм развития Дальнего Востока» - Наталья Ларионова: «Партнёрство, как брак: может быть только по обоюдному согласию»
- Закон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций
- Игорь Вдовин: «Инвестору нужны понятные правила партнёрства»
- V международный форум «День инвестора в Самарской области – 2012»
- Александр Ерофеев: «Нормативная база защиты прав инвестора – основное условие развития ГЧП»
-
Бизнес-дневники/Главная тема - Круглый стол в рамках программы EMBA «Инновационный менеджмент и управление энергетическим бизнесом» НИУ ВШЭ ИКМ
- Бизнес-дневники: Важное, интересное и главное
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июне. Ситуация улучшается?
-
Андрей Гольцблат: Обзор законодательства
за май-июнь 2012 г. - Новые реалии в условиях Единого экономического пространства
- Франция вручила награду Президенту РСПП Александру Шохину
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Георгий Франгулян: «Я всю жизнь сражаюсь»
- Александр Добровинский: Трупные клещи социальных сетей
- Оксана Гарнаева: Летопись семейного приюта «Подберёзовики». Трудно ли быть мамой?
-
Бизнес-дневники / Общество - Александр Костюк: И снова о футболе.Милость к падшим
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного услугового бизнеса
- Майкл Тэй: «Наводить мосты – хорошее дело»
- Алексей Булавин: «В негосударственный пенсионный сектор пришла конкуренция»
- Не надо бояться сломать привычное и попробовать новое
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Информационные технологии: на пороге перемен
-
Иван Родионов: «“Сладкого”
ИТ-бизнеса сегодня в России нет» - Артём Кудрявцев: «Региональному рынку ШПД необходима особая модель конкуренции»
- Сергей Мацоцкий: «В ближайшие годы произойдут колоссальные изменения»
- Сергей Мытенков: Всегда актуальное направление
- Арман Гукасян: «Главное – возможность реализовать себя»
-
Бизнес-дневники / Отрасль