Основной причиной использования механизма ГЧП является сама возможность реализации проекта,
который силами государства был бы выполнен в недопустимо долгие сроки или не выполнен вообще.
Что такое ГЧП?
Когда мы слышим словосочетание
Например, можно ли отнести
Так что для начала, как говорится, определимся с дефинициями. Стоит сразу сказать, что в федеральном законодательстве определения
Как это случилось и с понятием «приоритетный инвестиционный проект», там, где не хватает документов верхнего уровня, в дело вступают регионы. В настоящее время около 60 субъектов Российской Федерации приняли собственные законы
Нельзя сказать, что регионы готовили своё законодательство на пустом месте, – существует модельный региональный закон «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах
В любом случае можно использовать определение, которое даёт модельный закон, в качестве
Основной причиной использования механизма ГЧП является сама возможность реализации проекта,
который силами государства был бы выполнен в недопустимо долгие сроки или не выполнен вообще.
Это достаточно узкое определение – речь идёт исключительно об общественной инфраструктуре и публичных услугах. Таким образом, из сферы действия модельного закона выпадают проекты, предполагающие совместное финансирование исследовательских разработок либо строительство производственных мощностей.
Такой подход близок к международной практике – специальный ресурс Всемирного банка, посвящённый ГЧП, например, относит к ГЧП средне- и долгосрочные соглашения между организациями частного и государственного сектора, в соответствии с которыми часть услуг, относящихся к компетенции государства, предоставляется частным сектором с чётким распределением обязанностей и закреплением параметров предоставления услуг/инфраструктуры. При этом сюда не включаются строительные контракты под ключ и сервисные контракты, которые, по мнению экспертов Всемирного банка, относятся либо к госзакупкам, либо к приватизации.
Но модельный закон, в отличие от федерального, – не догма, как и международная практика. Понимание границ сферы ГЧП, закреплённое в региональном законодательстве, может довольно сильно отличаться от региона к региону. Один из наиболее ярких примеров – закон Ивановской области, где можно найти следующее определение:
Сходное по широте определение содержалось и в Программе
Если бы такое определение действовало на федеральном уровне, под него в полном объёме подпадали бы и проекты, получающие поддержку ОАО «Роснано», и проекты, реализуемые в особых экономических зонах, и государственные институты развития (включая банк развития), и развитие инновационной инфраструктуры, в т.ч. поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, и даже «повышение результативности механизмов поддержки лизинга». Ряд исследователей относит к формам ГЧП соглашения о разделе продукции.
Есть и совсем широкое определение, подразумевающее, что
Тем не менее на сайте Центра ГЧП Внешэкономбанка – ключевой структуры в сфере ГЧП – даётся следующее определение:
ГЧП – это проект по новому строительству (реконструкции, модернизации) объектов капитальных вложений, осуществляемый в общественных интересах или в рамках выполнения функций, ответственность за которые закреплена за органом государственного или муниципального управления, федеральным органом исполнительной власти.
Т.е. строительство завода
Учитывая вышесказанное, целесообразно
– оказание публичных услуг и/или создание объектов общественной инфраструктуры совместными усилиями государства (а также муниципалитетов) и частного бизнеса;
В России механизмы ГЧП начали развиваться от частного к общему,
причём путь до «общего» пройден не до конца.
– контрактные отношения (соглашение) между сторонами;
– распределение расходов и выгод;
– распределение рисков проекта;
– соответствие приоритетам
– стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора;
– отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.
Почему ГЧП?
С точки зрения теории инициатором проекта ГЧП должно являться государство. Однако в конкурентных секторах государству как игроку не место, поэтому область применения ГЧП – это общественный сектор и инфраструктура.
Традиционными сферами, в которых работает ГЧП, являются:
– строительство и эксплуатация производственной и транспортной инфраструктуры (дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов и т.д.);
– профессиональное образование и система переподготовки кадров;
– здравоохранение и социальные услуги.
Каковы же причины и обстоятельства, по которым государство, под которым понимаются федеральные, региональные и муниципальные органы, нуждается в привлечении частного бизнеса как партнёра для реализации данных функций?
Прежде всего, разумеется, это источник необходимого финансирования проекта. Не менее важно, что участие частного партнёра, как правило, обеспечивает более эффективное управление в рамках проекта, применение более современных технологий и в конечном итоге позволяет обеспечить предоставление услуг более высокого качества. Наконец,
Опыт применения ГЧП в США
имеет более чем 200−летнюю историю.
Для бизнеса проект ГЧП интересен в качестве объекта для долгосрочных инвестиций на менее конкурентном и в целом более предсказуемом рынке. Кроме того, под проект ГЧП государство часто предоставляет гарантии, так что компания может привлечь более дешёвое финансирование.
Международный опыт
В Западной Европе концессионное законодательство начало формироваться ещё в XVII–XVIII вв. Вместе с тем говорить о появлении и развитии механизма ГЧП в текущем понимании можно начиная с 1990 гг.
Согласно данным Европейского центра исследования ГЧП (European PPP Expertise Centre), максимальная суммарная стоимость заключённых контрактов ГЧП в европейских странах была достигнута в докризисный период и составила 26 млрд евро. В 2010 г. она составила 18 млрд евро, которые приходились на 112 контрактов.
Лидером среди европейских стран по количеству реализуемых проектов
Широкое развитие ГЧП в Великобритании получило в начале 1990−х, когда был запущен механизм Частной финансовой инициативы (Private Finance Initiative) – программа государственных расходов, реализуемых на принципах
В рамках типичного контракта ЧФИ подрядчики финансируют все расходы по строительству из своих средств. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и полного их оснащения. Доход подрядчиков составляет 10–14% от затраченной суммы. В их обязанности входит также поддержание построенных сооружений в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации[1].
По данным организации TheCityUK, по состоянию на ноябрь 2011 г. в рамках ЧФИ было реализовано 712 проектов совокупной стоимостью 54,3 млрд фунтов стерлингов, в процессе реализации находилось ещё 49 проектов стоимостью 6,3 млрд ф.ст.
С начала работы механизма ЧФИ по 2011 г. наиболее распространёнными объектами финансирования стали больницы (13,0 млрд ф.ст.), школы (11,4 млрд ф.ст.) и транспортная инфраструктура (8,1 млрд ф.ст.). Самый крупный из завершённых проектов – проект по замене парка самолётов Королевских ВВС (2,7 млрд ф.ст.). Среди крупных гражданских проектов – больницы центрального Лондона (1,2 млрд ф.ст.) и автомобильная дорога вокруг Большого Лондона (1,1 млрд ф.ст.).
Необходимо признать, что далеко не все проекты
Опыт применения ГЧП в США имеет более чем 200−летнюю историю. Согласно информации Национального совета
В целом, по оценкам организации TheCityUK, мировые расходы на инфраструктуру за период до 2030 г. могут составить до 50 трлн долл., так что потенциал рынка
Типы ГЧП, используемые в мировой практике, довольно разнообразны. В соответствии с классификацией NCPPP можно выделить следующие основные типы:
BOT (Build – Operate – Transfer): Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
BTO (Build – Transfer – Operate): Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
ВОО (Build – Own – Operate): Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
ВООТ (Build – Own – Operate – Transfer): владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
O&M: Operations and Maintenance: орган власти заключает с частной компанией контракт на предоставление и/или поддержание специфической услуги;
OMM: Operations, Maintenance & Management: орган власти заключает контракт, в соответствии с которым частная компания поддерживает и управляет имуществом или системой предоставления услуг;
DB:
DBM:
DBO:
DBOM:
DBFOMT:
BBO (Buy – Build – Operate): «Покупка – строительство – управление» – форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления;
LDO or BDO:
Turnkey: строительство под ключ.
Этот список намного шире – в статье приведены лишь основные формы ГЧП.
Нормативная правовая база ГЧП в России
В условиях отсутствия специализированного закона основа для любого проекта
Основной закон, с которого фактически и началась «юридическая» жизнь проектов ГЧП, – Федеральный закон от 21.07.2005 №115−ФЗ «О концессионных соглашениях».
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и/или реконструировать определённое этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Данный закон регулирует весь спектр концессионных отношений, начиная с перечня объектов, которые могут быть предметом соглашения (кстати, объекты
Состояние инфраструктуры – один из главных «провалов» в конкурентоспособности России.
Пожалуй, только к телекоммуникационной инфраструктуре
В развитие закона постановлениями Правительства РФ утверждены типовые концессионные соглашения для 13 групп объектов:
• коммунальной инфраструктуры и объектов
• объектов здравоохранения;
• метрополитена и транспорта общего пользования;
• гидротехнических сооружений;
• морских и речных судов, специальных судов, паромных переправ, плавучих и сухих доков;
• морских и речных портов, их инфраструктуры;
• объектов железнодорожного транспорта;
• объектов электро- и теплоэнергетики;
• объектов образования;
• объектов культуры, спорта, отдыха и туризма;
• аэродромов и аэропортов;
• трубопроводов;
• автомобильных дорог и инженерных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок, пунктов пропуска).
В соответствии с принятыми в апреле текущего года поправками в закон стало возможным применение концессионных соглашений в форме контрактов жизненного цикла, когда построенный объект необязательно окупается за счёт платежей за пользование им, а возможен вариант, при котором государство само выплачивает плату концессионеру и эксплуатирует объект. В этом случае концессионер не вправе взимать с иных лиц плату за использование объекта концессионного соглашения. К сожалению, эта опция пока предусмотрена только для автомобильных дорог.
Не менее важен Бюджетный кодекс РФ. Он не только содержит правила инвестирования бюджетных средств, но и определяет базовые условия функционирования одного из ключевых механизмов финансирования проектов ГЧП – Инвестиционного фонда РФ.
Что интересно, с момента создания Инвестфонд рассматривался не как полноценный институт, а «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах
Другой важный принцип функционирования Инвестфонда, не очень характерный для российской бюджетной системы, – неиспользованные ассигнования не изымаются обратно в бюджет (что в стандартной ситуации приводит к попыткам быстро, пусть и неэффективно потратить все имеющиеся средства до конца года), а направляются на увеличение размера фонда.
Изначально речь шла исключительно о сверхмасштабных проектах, однако затем в законодательство были внесены изменения, и в 2008 г. начали реализовываться региональные проекты с минимальной стоимостью 500 млн руб., что позволило существенно расширить сферу применения средств Инвестиционного фонда. Параллельно внедрялся принцип комплексных проектов, что дало возможность объединять связанные между собой мероприятия в единый проект.
Необходимо также упомянуть Федеральный закон от 17.05.2007 №82−ФЗ «О банке развития». Он устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которая в РФ выполняет функции Банка развития.
Внешэкономбанк финансирует крупные инвестиционные проекты, направленные на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает 5 лет, а общая стоимость – более 2 млрд руб.
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 №1064, Внешэкономбанк является финансовым консультантом Правительства РФ по оценке инвестиционных проектов, претендующих на получение средств из Инвестиционного фонда, на соответствие критериям бюджетной, финансовой и экономической эффективности.
Стратегия развития Банка на период 2008–2012 гг. устанавливает стратегической целью развитие механизмов ГЧП, определяет целевые показатели проектов ГЧП с участием Внешэкономбанка. Так, целевым показателем является обеспечение доли проектов ГЧП в общем объёме портфеля проектов, финансируемых Банком, на уровне не ниже 30%.
С целью содействия разработке и реализации проектов на основе
Также, как упоминалось выше, существует 59 региональных законов о ГЧП.
Практика реализации проектов ГЧП в России
Состояние инфраструктуры – один из главных «провалов» в конкурентоспособности России. Пожалуй, только к телекоммуникационной инфраструктуре
Очевидно, что государство не располагает необходимыми средствами, чтобы модернизировать инфраструктуру по всей стране. Особенно сложная ситуация на муниципальном уровне, к ведению которого относится значительная часть инфраструктуры.
Региональные проекты более разнообразны –
от завода по производству антибиотиков или металлургического завода по производству сортового проката до строительства и эксплуатации на платной основе мостовых переходов.
Россия традиционно выбирает свой путь, вне зависимости от того, идёт ли речь о политической системе или внедрении в экономическую практику механизмов
Через пару месяцев после того, как мировой кризис 2008 г. докатился в полном объёме до России, органы власти решили срезать финансирование по проектам Инвестфонда или как минимум перенести график реализации на более поздний срок. Достаточно жёсткая позиция
В результате проблема была решена, но, как говорится, осадок остался. На сегодняшний день уровень опасений, что и в следующий раз при ухудшении экономической ситуации государство будет корректировать соглашения по «своему хотению», у инвесторов довольно высок.
Федеральный портал «Инфраструктура
В реестр проектов Инвестиционного фонда по состоянию на 1 апреля 2012 г. было включено 47 проектов, из которых 13 относятся к федеральному уровню, остальные – к региональному (данные Минрегиона России). Плановая стоимость проектов, имеющих общегосударственное значение, составляет 1045 млрд руб., региональных инвестиционных проектов – 173 млрд руб.
В качестве одного из успешных примеров можно взять проект «Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса
Региональные проекты более разнообразны – от завода по производству антибиотиков или металлургического завода по производству сортового проката до строительства и эксплуатации на платной основе мостовых переходов.
Вместе с тем ни один эксперт сегодня не сможет назвать точную цифру всех реализуемых проектов ГЧП.
Вместо заключения
Как и в любой другой сфере, развитие ГЧП зависит от множества факторов – конъюнктура, качество управления и даже политический курс. Однако без существенного повышения качества законодательства
В настоящее время основными законодательными барьерами для развития ГЧП являются императивный характер нормативной правовой базы ГЧП, невозможность применения контрактов жизненного цикла (кроме автодорог), отсутствие практики предоставления государственных гарантий по координации развития в рамках проектов комплексного развития территорий, отсутствие возможности у бюджетов субъектов РФ брать на себя долгосрочные обязательства перед бизнесом.
Отдельного упоминания заслуживает такой пока не используемый в России механизм, как tax increment financing (TIF), когда инвестиции в инфраструктуру окупаются с учётом дополнительных доходов бюджета, полученных от экономического роста в будущем.
Также инвесторы и эксперты говорят о необходимости предусмотреть в нормативных правовых актах гарантии для инвесторов в виде защиты от неблагоприятных изменений в законодательстве и возможность гибкости условий соглашения.
Кроме того, на повестке дня остаётся вопрос о принятии федерального закона о ГЧП, который тем не менее вызывает много споров. С одной стороны, его отсутствие сдерживает реализацию многих проектов, с другой стороны, в случае принятия закона сфера ГЧП и его возможных схем будет ограничена, и часть реализуемых проектов может оказаться «вне закона».
ПР
Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!