“От имени государства в инвестиционных соглашениях, реализуемых на принципах ГЧП, выступают, как правило, органы исполнительной власти, уполномоченные на это соответствующими нормативными актами. ”
Игорь Вдовин: «Инвестору нужны понятные правила партнёрства»
Использование модели ГЧП – одно из важных условий успешного выполнения многих инфраструктурных проектов в условиях недостатка бюджетных средств. Однако механизмы применения ГЧП далеко не отработаны, что тормозит его развитие.
Игорь Вдовин, председатель Правления Некоммерческого партнёрства «Национальное агентство прямых инвестиций» (НАПИ), сопредседатель Комитета РСПП
– Игорь Александрович, какую роль вы отводите
Такие проекты, реализуемые в рамках ГЧП, создают условия для последующих инвестиций. Например, создание в рамках одного проекта объектов инфраструктуры – энергетической, транспортной, коммунальной – даёт мультипликативный эффект: создаются некие «точки роста» – оборудованные площадки для бизнеса.
Если говорить об активизации инвестиций, то есть два главных источника. Первый из них – привлечение стратегов. Это компании, которые расширяются или конкурируют
Вторая важная составляющая
– Какие законодательные пробелы, по вашему мнению, тормозят развитие ГЧП в стране?
– В первую очередь нужно отметить ряд проблем использования механизмов ГЧП в России. Первая. Проекты ГЧП реализуются на основании соглашений. Поскольку одной из сторон выступает государство в лице органа государственной власти, то обычные понятные инвестору механизмы изменения соглашения, ответственности, разрешения споров не работают или их результат непредсказуем.
Вторая. Нормы действующего бюджетного законодательства существенно затрудняют реализацию
Третья. Специфика
– То есть в инвестиционных соглашениях сложно предусмотреть урегулирование всех вопросов, связанных со своевременным предоставлением бюджетного финансирования, с рисками, взаимными гарантиями, ответственностью сторон?
– От имени государства в инвестиционных соглашениях, реализуемых на принципах ГЧП, выступают, как правило, органы исполнительной власти, уполномоченные на это соответствующими нормативными актами. Указанные государственные органы при этом имеют свою компетенцию, выходить за которую они не могут. Поэтому ряд важнейших вопросов, таких как своевременное предоставление бюджетного финансирования, оформление земельных участков для строительства или зачёт вложенных частных инвестиций при определении платы за подключение к инфраструктуре, созданной в рамках
“Cогласование инвестиционных соглашений со всеми заинтересованными органами государственной власти может затянуться на годы.”
Кроме того, в силу особого статуса государства как стороны
Ещё один важный момент. Анализ существующей практики показывает, что инвестиционные соглашения, основанные на принципах ГЧП, не уделяют должного внимания управлению и распределению между сторонами инвестиционных рисков. Между тем, как показывает зарубежный опыт, вопросы, связанные с рисками, являются для
– Вы сказали, что процесс согласования соглашений может растянуться на годы. Какой путь, по вашему мнению, можно избрать для упрощения этой процедуры?
– Процесс переговоров по условиям инвестиционных соглашений никак не регулируется. При этом широкое использование типовых соглашений – это не выход. Инвестиционное соглашение – сложный документ, сделать его типовым нельзя. Необходимо сформировать административные регламенты, содержащие механизмы, сроки и иные элементы процесса принятия решений работниками государственных органов управления, а главное – личную ответственность за выполнение таких регламентов при согласовании инвестиционных соглашений. Абсолютно все административные процедуры, касающиеся проектов ГЧП, должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и опубликованы, чтобы инвесторы знали обязанности каждого конкретного чиновника, имели реальную возможность обжаловать его незаконные действия или бездействие.
Поскольку инвестирование, основанное на принципах ГЧП, предполагает вложение бюджетных средств, обязательным элементом такого процесса является осуществление государственного контроля и надзора. При этом базовым принципом такого контроля должна стать «презумпция невиновности» бизнеса. И у среднего, и даже крупного бизнеса приход контролирующих органов может полностью парализовать деятельность компании. Поэтому проведение проверок должно быть тщательно регламентировано. При этом у государства должно быть право требовать возмещения убытков и восстановления за счёт инвестора объектов ненадлежащего качества.
– Возникают ли вопросы, связанные с привлечением иностранных частных инвесторов и международных финансовых институтов?
– Реализация крупных проектов невозможна без привлечения частными инвесторами кредитного финансирования, зачастую от международных финансовых институтов. Такие институты работают на основании общепринятой мировой практики проектного финансирования. Эта практика часто не согласуется с российским законодательством. Например, применительно к концессионным соглашениям, как показывает практика, банки требуют включения в концессионное соглашение процедуры step in (право вмешательства кредиторов при неисполнении концессионером своих обязанностей). Заёмные средства всегда предоставляются при условии обеспечения от заёмщика. Концессионеры, как правило, – это проектные компании, у которых на начальной стадии реализации проекта нет никаких активов, кроме концессионных прав.
При этом, в соответствии с законом о концессионных соглашениях, перемена лиц по концессионному соглашению путём уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента только с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. Это существенно затрудняет доступ к кредитным ресурсам и увеличивает их стоимость.
“Бюджетные процедуры также не позволяют оперативно реагировать, например, на существенные изменения на рынке строительных материалов. В результате стройка приостанавливается.”
Кроме того, в отношении концессионных соглашений существует множество вопросов, связанных с налогообложением, по которым необходимо разъяснение Минфина России или изменение Налогового кодекса (например, вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам, НДС с сумм оплаты по аренде земельных участков, начисление амортизации и др.).
Международные финансовые организации уделяют большое внимание экологическим стандартам. Требования российского экологического законодательства ниже международных требований, поэтому могут возникать проблемы при привлечении частного финансирования под реализацию проектов ГЧП.
В целом предстоит отрегулировать ещё множество вопросов. Их решение позволит использовать механизмы ГЧП гораздо более эффективно.
– Какие сегменты экономики более всего нуждаются в использовании модели ГЧП? Развивается ли ГЧП в социальной сфере?
– Использование модели ГЧП снижает стоимость денег, что позволяет привлекать частные инвестиции для реализации проектов в традиционно не слишком привлекательных отраслях. То есть благодаря ГЧП могут быть реализованы проекты, имеющие длительный срок окупаемости, не слишком высокую рентабельность, но существенное государственное или социальное значение. При этом такие проекты осуществляются с меньшей нагрузкой на федеральный, региональные и местные бюджеты.
Необходимость в использовании модели ГЧП в первую очередь испытывают как раз проекты в социальной сфере – инфраструктура здравоохранения, образования, туризм и спорт, культурные проекты. Важное значение для развития экономики России имеют транспортные коммуникации – аэропорты, дороги, мосты, которые более эффективно реализовывать с использованием модели ГЧП. Также необходимо помнить о проектах в сфере экологии, энергоэффективности, проектах развития территории.
– Нужны ли особые условия для привлечения инвестиций в социальную сферу и сферу ЖКХ?
– Для реализации проектов ГЧП в таких сферах, как культура, ЖКХ, социальная сфера, необходимо создавать специальные стимулы для инвесторов. Например, разрешить реализацию концессионных соглашений в сфере ЖКХ на основе принципа availability payment (государство оплачивает концессионеру стоимость оказываемых услуг, для населения стоимость услуг не меняется). Поскольку оплата будет зависеть от качества предоставляемых услуг, концессионер будет поддерживать высокий уровень их оказания, будет минимизировать потери в сетях, снижать себестоимость услуг за счёт оптимизации системы ЖКХ.
“РСПП может выступать в роли координатора крупных проектов ГЧП. Возможно, будет создан Центр регионального развития, который, с одной стороны, займётся стратегиями развития. С другой стороны, он может выступать в качестве финансового консультанта регионов.”
Для проектов, связанных с ЖКХ (городская инфраструктура) – канализация, водоснабжение, уборка и переработка мусора, России необходимо перенимать мировой опыт. Услуги обслуживающих организаций тарифицированы, их оплачивает население, то есть для инвестора это гарантированные доходы, если они наладили корпоративное управление в компании, которая продаёт подобные услуги населению.
– Сотрудничает ли Комитет РСПП
– В рамках работы комитета рассматриваются как конкретные проекты, так и общие вопросы создания эффективных механизмов работы ГЧП. Примером данной работы может служить проведение круглого стола в мае 2012 года, в рамках которого обсуждались особые условия, которые необходимо предусмотреть при формировании госпрограммы
Немаловажным фактором, способствующим привлечению инвестиций, поддержке в подготовке и реализации инвестиционных проектов, является создание в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии Фонда развития Дальнего Востока (ВЭБ).
“Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. Это существенно затрудняет доступ к кредитным ресурсам и увеличивает их стоимость.”
РСПП может выступать в роли координатора крупных проектов ГЧП. Возможно, будет создан Центр регионального развития, который, с одной стороны, займётся стратегиями развития. С другой стороны, он может выступать в качестве финансового консультанта регионов.
НАПИ непосредственно участвует в реализации проектов с участием модели ГЧП, например, проектов по модернизации аэропортов в регионах.
– Можно ли привести примеры успешных практик ГЧП, опыт применения которых можно тиражировать?
– Примеров успешных ГЧП проектов немного, но они есть. Наверное, самым успешным можно назвать проект по реконструкции международного аэропорта Пулково. Это первый в России успешный проект
ПР
Главная тема
- ГЧП – локомотив на путях железных дорог
- ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты
- Игорь Руденский: «К развитию инфраструктуры надо привлекать бизнес»
-
Александр Баженов:
«Государственно-частное партнёрство – единственный механизм развития Дальнего Востока» - Наталья Ларионова: «Партнёрство, как брак: может быть только по обоюдному согласию»
- Закон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций
- Игорь Вдовин: «Инвестору нужны понятные правила партнёрства»
- V международный форум «День инвестора в Самарской области – 2012»
- Александр Ерофеев: «Нормативная база защиты прав инвестора – основное условие развития ГЧП»
-
Бизнес-дневники/Главная тема - Круглый стол в рамках программы EMBA «Инновационный менеджмент и управление энергетическим бизнесом» НИУ ВШЭ ИКМ
- Бизнес-дневники: Важное, интересное и главное
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июне. Ситуация улучшается?
-
Андрей Гольцблат: Обзор законодательства
за май-июнь 2012 г. - Новые реалии в условиях Единого экономического пространства
- Франция вручила награду Президенту РСПП Александру Шохину
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Георгий Франгулян: «Я всю жизнь сражаюсь»
- Александр Добровинский: Трупные клещи социальных сетей
- Оксана Гарнаева: Летопись семейного приюта «Подберёзовики». Трудно ли быть мамой?
-
Бизнес-дневники / Общество - Александр Костюк: И снова о футболе.Милость к падшим
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного услугового бизнеса
- Майкл Тэй: «Наводить мосты – хорошее дело»
- Алексей Булавин: «В негосударственный пенсионный сектор пришла конкуренция»
- Не надо бояться сломать привычное и попробовать новое
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Информационные технологии: на пороге перемен
-
Иван Родионов: «“Сладкого”
ИТ-бизнеса сегодня в России нет» - Артём Кудрявцев: «Региональному рынку ШПД необходима особая модель конкуренции»
- Сергей Мацоцкий: «В ближайшие годы произойдут колоссальные изменения»
- Сергей Мытенков: Всегда актуальное направление
- Арман Гукасян: «Главное – возможность реализовать себя»
-
Бизнес-дневники / Отрасль