“В словах
Наталья Ларионова: «Партнёрство, как брак: может быть только по обоюдному согласию»
Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России Наталья Ларионова рассказала о том, как развивается партнёрство государства и малого и среднего бизнеса, каковы специфика и механизмы поддержки проектов, инициированных предпринимателями малой сферы.
– Формат партнёрства крупного бизнеса и государства более или менее понятен, хотя и там есть нерешённые проблемы. А какие возможности для сотрудничества государства и малого и среднего бизнеса?
– Действительно, в словах
Показательным был прошлый год. Мы уже почувствовали, что страна вышла из кризиса. В рамках федеральной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства мы пришли к выводу, что нужны новые механизмы. Надо ближе пообщаться с бизнесом – понять, что ему надо, чтобы это партнёрство вообще зародилось. Партнёрство, как брак: только по обоюдному желанию может быть.
Когда мы идентифицируем проблему, которая есть у малых и средних компаний, и находим место государства в решении этой проблемы – здесь и возникает партнёрство. В этом году у нас практически вся программа развернулась на то, чтобы подставить плечо малым и средним компаниям, которые занимаются модернизацией производства. В чём специфика поддержки малого бизнеса? Мы помогаем каждому конкретному предприятию провести «перевооружение», и когда складываем все эти предприятия, то видим масштаб изменений, происходящих во многих регионах сразу. То есть мы занимаемся той самой модернизацией, тем самым повышением уровня технологической и технической обеспеченности, о которой сейчас говорится.
– Это финансовая поддержка компаний?
– Наша федеральная программа – это действительно реальный финансовый инструмент поддержки. Мы говорим малым и средним компаниям: «Если вы занимаетесь техническим перевооружением (привлекаете ли вы банковские кредиты, берёте ли оборудование в лизинг или просто вкладываете свои деньги), мы как государство будем участвовать в этом финансово, давая вам определённую субсидию».
Простейший пример поддержки, который запущен в этом году: если предприятие купило новое оборудование на 20 млн рублей, мы готовы дать ему ещё 10 млн рублей, чтобы оно докупило необходимое оборудование.
С моей точки зрения, такие механизмы, когда государство помогает предприятиям в решении конкретных задач, которые работают в целом на страну, – это самый важный элемент
Малый бизнес может привлекаться и в партнёрстве крупного бизнеса с государством. Мы предлагаем крупным компаниям часть функций отдать по аутсорсингу независимым малым компаниям, например, приготовление пищи, клининговые услуги. Ни одна крупная компания в Европе не держит свой штат людей, которые это выполняют, – вокруг крупных компаний существует сеть малых компаний.
У нас пока есть только один пример – «КамАЗ», который вместе с правительством Татарстана проводил такую работу. Они договорились, что правительство Татарстана при поддержке федерального министерства делает промышленную площадку 100 тыс. кв. метров. Затем «КамАЗ» выводит часть своих производств на эту площадку и даёт заказы малым предприятиям. Малый бизнес становится на ноги и начинает самостоятельно дополнительно работать на рынке.
В этом году Минэкономразвития предложило всем крупным компаниям вместе реализовать подобные проекты. Они выводят на аутсорсинг свои услуги, а мы как государство готовы идеологически и финансово поддержать вновь возникающие малые компании. Мы ввели новую опцию в нашей программе. Постепенно разрабатываются в рамках финансовой программы механизмы поддержки малых, средних и крупных компаний, где мы не диктуем правила поведения и готовы в их реализации стать настоящими партнёрами.
– Подкреплены ли такие программы законодательно или нужны законы, которые бы обеспечивали
– Иногда необходимость закона должна созреть, тогда он заработает. Нужна отработка его грамотной, юридически выверенной структуры. Со своей точки зрения, я вижу чётко одну проблему. Наше бюджетное законодательство в технологии предоставления поддержки пока не видит этого инструмента. Мы понимаем, что могли быть более интересные и эффективные модели взаимодействия. Но Бюджетный кодекс нам этот манёвр не даёт совершить.
Сейчас идёт дискуссия по развитию частных промышленных парков – они тоже пример
“Надо ближе пообщаться с бизнесом – понять, что ему надо, чтобы это партнёрство вообще зародилось.”
Нам как государству важен результат, чтобы в стране было большое количество промышленных площадок, куда бы пришёл малый предприниматель, «воткнул вилку в розетку» и начал работать. Нам интересен такой промышленный бизнес, и мы ищем пути, как нам поддержать эти частные промышленные парки.
– Какие институты финансирования откликаются на ГЧП с малым и средним бизнесом?
– У нас сейчас появилась система гарантийных фондов. Ещё 5 лет назад её в России не было, хотя она развита во всём мире.
Какие финансовые проблемы у малой компании? Вроде бы и бизнес хороший, и банк был бы готов дать кредит, да в залог оставить нечего. Для этого и нужна система гарантийных фондов – своего рода денежный государственный мешок. За счет объёма денег фонда даётся поручительство. Этот гарантийный фонд берёт на себя переговоры с банком, закрывает долги малого или среднего предприятия и занимается реструктуризацией долга, если у бизнеса появились проблемы. Так как эти государственные фонды (они есть в каждом регионе) нацелены на то, чтобы бизнес сохранился, они прорабатывают более длительную рассрочку. Система фондов – это идея, предложенная нами как государством, на которую откликнулись банки.
Сейчас у нас действует 80 региональных фондов,
Эти гарантийные фонды – постоянная капитализация. Государство один раз вложило в них около 30 млрд рублей, и каждый год они приносят средств больше чем в 1,5 раза. Даже если предположить, что мы прекратим их финансирование, они продолжат работать. Они уже работают вне связи с бюджетным циклом. Запускали мы эти программы очень тяжело, находили с банками точки соприкосновения, выяснили претензии друг к другу и, я считаю, добились консенсуса, который позволяет работать надёжно и качественно. Понятно, что нет предела совершенству.
– Уже есть
– Они исчисляются тысячами кредитов. Компании работают, бизнес налаживается. Поэтому все те кредиты, которые идут по линии фондов, – это кредиты, без которых бы просто не было бизнеса.
– Предположим, сложилась ситуация, когда малый бизнес, который вы поддержали, прогорел. Что в итоге? Напрасно потраченные средства?
– Конечно, когда идёт распределение средств, всегда есть риск, что бизнес не состоится. В этом случае я привожу пример США. У них в первые 1,5–2 года даже среди компаний, которые поддерживаются, 80% прогорают. Но практически большинство таких предпринимателей – примерно 70% – второй раз начинают дело. Если ты почувствовал вкус предпринимательства (даже прогорел в первый раз), возвращаться на уровень наёмного работника уже очень сложно.
Если открыть американскую программу поддержки бизнеса, видны две цели: первая – создание нового бизнеса, вторая – поддержка тех, кто начал, но прогорел и хочет начать заново. Они этого не боятся. Они, наоборот, считают, что во второй раз начинать даже хорошо.
“Сейчас идёт дискуссия по развитию частных промышленных парков – они тоже пример
Если нет откровенного мошенничества, что является уголовным делом, надо бизнес поддерживать. Нельзя жить в иллюзии, что мы отберём такие бизнесы, которые никогда не прогорят. Бизнес – он на то и бизнес. Завтра будут
– Вошла ли социальная сфера в круг вопросов расширения партнёрства малого бизнеса с государством? Есть ли яркие примеры из вашей практики такого сотрудничества?
– Этой темой мы серьёзно занялись только в этом году. Около 10 регионов подключилось к программам социального предпринимательства. Может очень интересный проект получиться по поддержке частных детских садов. Есть регионы, которым это интересно, они хотят сделать отдельные программы у себя и интенсивно заниматься этой темой. Я могу сказать, что единственный нормативный акт, который есть в Российской Федерации, со словами «социальное предпринимательство» – это наш приказ.
Мы косвенно подошли к этой теме, когда занимались проблемой моногородов. Потому что надо было искать неординарные решения, чем в них занять людей.
Есть такой пример, мне кажется, очень яркий. В одной из подмосковных деревень молодёжь придумала проект
Нужно заплатить небольшие деньги за грядку, на которой агрономы этого проекта вырастят овощи, зелень для купившего её гражданина или компании. При этом можно зайти на сайт проекта и посмотреть, как они растут, как их поливают и т.д. А когда они созреют, компания отправит их посылкой или можно приехать лично и собрать урожай. Многим стало интересно, что у них есть грядка, на которую не надо ездить, но в любой момент можно посмотреть, что там растёт, а потом ещё получить экологически чистые продукты. Такие вещи чиновник не придумает никогда, а в забытой богом деревеньке молодёжь создала бизнес.
Можно привести ещё один пример социального предпринимательства – фонд Вагита Алекперова «Наше будущее», где много интересных идей. Мы увидели, что к проектам фонда можно подключиться государству, чтобы делать их совместно.
Я надеюсь, что по итогам этого года появятся реальные примеры. Тема начала развиваться. Социальный бизнес ценен идеей даже больше, чем бизнес обыкновенный. Конечно, мы можем подставить финансовое плечо, поддержать, в том числе морально, политически, но этот бизнес креативный, где идеи исходят от самих предпринимателей.
Обычно молодёжь очень хорошо генерирует такие идеи, поэтому мы хотим с «Росмолодёжью» объединиться. У них проходит большое число конкурсов, и мы намерены сделать опцию по социальному предпринимательству.
– Инновационные проекты тоже в сфере вашего внимания?
– Безусловно, мы поддерживаем такие проекты, например, инновационные предприятия, специализирующиеся на разработке полной системы подготовки производства, от компьютерного проектирования до изготовления и контроля деталей – центры прототипирования. Такие центры очень помогают малому бизнесу: в них можно получить модель любого товара, задуманного предпринимателем, и увидеть реально, как он будет выглядеть. Центр прототипирования из Новосибирска даже придумал и изготовил замысловатую фигуру – прототип
“В одной из подмосковных деревень молодёжь придумала проект
Мы совместно с НИТУ МИСиС и Российской венчурной компанией (РВК) запускаем подобные проекты «ФабЛабов» – инновационных производственных лабораторий для студентов и школьников. В них будет вестись обучение цифровому моделированию и изготовлению объёмных прототипов разрабатываемых конструкций любого назначения. Студент, прошедший такое обучение, уже будет подготовлен для работы на современном производстве, а школьники скорее захотят пойти учиться не на юриста или менеджера, а на инженера.
Я думаю, через
ПР
Главная тема
- ГЧП – локомотив на путях железных дорог
- ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты
- Игорь Руденский: «К развитию инфраструктуры надо привлекать бизнес»
-
Александр Баженов:
«Государственно-частное партнёрство – единственный механизм развития Дальнего Востока» - Наталья Ларионова: «Партнёрство, как брак: может быть только по обоюдному согласию»
- Закон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций
- Игорь Вдовин: «Инвестору нужны понятные правила партнёрства»
- V международный форум «День инвестора в Самарской области – 2012»
- Александр Ерофеев: «Нормативная база защиты прав инвестора – основное условие развития ГЧП»
-
Бизнес-дневники/Главная тема - Круглый стол в рамках программы EMBA «Инновационный менеджмент и управление энергетическим бизнесом» НИУ ВШЭ ИКМ
- Бизнес-дневники: Важное, интересное и главное
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июне. Ситуация улучшается?
-
Андрей Гольцблат: Обзор законодательства
за май-июнь 2012 г. - Новые реалии в условиях Единого экономического пространства
- Франция вручила награду Президенту РСПП Александру Шохину
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Георгий Франгулян: «Я всю жизнь сражаюсь»
- Александр Добровинский: Трупные клещи социальных сетей
- Оксана Гарнаева: Летопись семейного приюта «Подберёзовики». Трудно ли быть мамой?
-
Бизнес-дневники / Общество - Александр Костюк: И снова о футболе.Милость к падшим
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного услугового бизнеса
- Майкл Тэй: «Наводить мосты – хорошее дело»
- Алексей Булавин: «В негосударственный пенсионный сектор пришла конкуренция»
- Не надо бояться сломать привычное и попробовать новое
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Информационные технологии: на пороге перемен
-
Иван Родионов: «“Сладкого”
ИТ-бизнеса сегодня в России нет» - Артём Кудрявцев: «Региональному рынку ШПД необходима особая модель конкуренции»
- Сергей Мацоцкий: «В ближайшие годы произойдут колоссальные изменения»
- Сергей Мытенков: Всегда актуальное направление
- Арман Гукасян: «Главное – возможность реализовать себя»
-
Бизнес-дневники / Отрасль