голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Июль/Август 2012 / Главная тема

Бизнес-дневники

Сергей Козырев


У меня есть чёткое понимание: если рассчитывать только на бюджетные деньги, то ни дороги, ни мусороперерабатывающие заводы, ни головные источники водоснабжения мы в ближайшие 30–50 лет не построим. Поэтому большинство инфраструктурных проектов в Петербурге должно осуществляться с участием инвесторов.

Сергей Козырев,
Вице-губернатор Санкт-Петербурга
(Из ответов на вопросы РБК daily 6 июня).

Владимир Якунин

При существующем в стране уровне инвестиций в основной капитал порядка 20–21% ВВП достижение заявленного уровня инвестиций становится весьма амбициозной задачей, и без общего объёма инвестиций в российскую экономику более 25% ВВП качественно изменить состояние транспортной инфраструктуры невозможно.

Владимир Якунин,
Президент ОАО «РЖД», Член Бюро Правления РСПП
(Из выступления на обсуждении «Стратегии 2020» на ПМЭФ, 22 июня).

Андрей Костин

“Западный скоростной диаметр” – крупнейший в России транспортный проект, реализуемый в рамках государственно-частного партнёрства. Я рад, что ВТБ примет активное участие в строительстве и эксплуатации одной из самых современных скоростных автотрасс России.

Андрей Костин,
Президент-председатель правления ОАО «Банк ВТБ», Член Бюро Правления РСПП (Из выступления на церемонии подписания кредитного соглашения между ООО «Магистраль Северной Столицы» и синдикатом банков в рамках ПМЭФ, 22 июня).

Соглашение

Встретились два друга

15 июня ОАО «Стройтрансгаз» и Alpine Bau GmbH решили подружиться, правда, пока только в формате подписания рамочного соглашения о сотрудничестве. Так, две компании: одна из них – крупнейшая компания России в области инжиниринга и  строительства промышленных и гражданских объектов, а вторая – крупнейшая компания в Европе в области строительства, эксплуатации и финансирования инфраструктурных проектов, планируют принять участие в крупных проектах по  строительству автомобильных и железных дорог, высокоскоростных магистралей, мостовых переходов на территории Московской области, Москвы и в других городах России. Например, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области может стать для них одним из первых перспективных проектов. Президент ОАО «Стройтрансгаз» Сергей Макаров выразил более чем однозначную уверенность в готовности выйти в соответствующие инвестиционные проекты транспортного строительства. Он даже высказался в следующем духе: «сотрудничество с Alpine открывает для нас новые возможности в области управления проектами, кроме того, мы будем взаимодействовать по расширению опыта внедрения передовых европейских технологий». А при чём здесь ГЧП? А при том, что в случае успешного участия в конкурсах и получения контрактов стороны рассматривают совместную реализацию проектов именно в рамках ГЧП.

Фотофакт

Яркий пример

В начале июня Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» провела IV Международный форум «АТОМЭКСПО 2012». На выставке с одноимённым названием были представлены экспозиции ключевых компаний и организаций мирового рынка ядерной энергетики.

Традиционный участник мероприятия – «Группа Е4» – представила участникам и  посетителям макет сухого хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), о  разработке которого было заявлено 2 года назад.

Возведение ХОЯТ частной инжиниринговой компанией «Группа Е4» – яркий пример государственно-частного партнёрства в российской атомной отрасли. Заказчиком выступила госкорпорация «Росатом».

«Благодаря применению современных систем контроля радиационной безопасности новое хранилище позволит абсолютно безопасно хранить ядерное топливо на  протяжении более 50 лет», – заявил Сергей Кириенко. Правда, что будет после этого, Сергей Владиленович не уточнил.

Образование

С чего начинается ГЧП?

Кадры решают всё, особенно когда это касается проектов ГЧП. Первыми это поняли на совместной кафедре «Государственно-частное партнёрство» Внешэкономбанка и Финансового университета при Правительстве РФ. Уже в сентябре этого года начинается обучение по магистерской программе «Управление проектами государственно-частного партнёрства».

Руководителем программы стал заведующий кафедрой, который по  совместительству является не только председателем Внешэкономбанка, но и председателем Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике. Все, конечно, уже догадались, что речь идёт о Владимире Дмитриеве. Правда, все, кого заинтересовал этот курс, должны знать, что обучение производится на  коммерческой основе. С этого ведь и начинается само ГЧП.

Деньги

Минфин – против

Агентство стратегических инициатив (АСИ) хочет помогать предпринимателям не  только лоббизмом, но и деньгами. Оно просит у бюджета 20–30 млрд руб. для создания фонда поддержки среднего бизнеса. Минфин против: это помешает конкуренции, да и денег в казне нет. Кто бы, собственно, удивлялся такой позиции министерства. В конце концов, работа у них такая.

Президент РФ Владимир Путин поручил АСИ, Минфину России, Минэкономразвития России и ВЭБ разработать меры финансовой поддержки проектов, которые отбирает наблюдательный совет АСИ. Это должно быть сделано до конца лета.


Хотя Минфин по-своему прав, всё же АСИ тоже понять можно. Большинство предпринимателей, которые обращаются в агентство, нуждаются в инвестициях: не  хватает капитала, а без этого невозможно привлечь кредит. Изначально предполагалось, что АСИ будет оказывать в основном административную поддержку. Оно организует встречи с руководством регионов, федеральных ведомств и  потенциальными покупателями, инициирует через правительство изменение законодательства и техрегламентов, помогает структурировать проект… Но  оказывается, что этого мало. Без денег дело не движется. Софинансирование, похоже, – единственный выход.

Законопроект

Дождались!

Наконец, дождалась наша страна решения Минэкономики России, которое в конце июня опубликовало проект закона «О государственно-частном партнёрстве». Данное событие честно объясняется нехваткой бюджетных средств на инфраструктурные проекты. Напомним, что сегодня формат ГЧП в большинстве случаев используется в  контексте концессионных соглашений, в рамках которых право собственности на  объект передаётся концеденту при вводе его в эксплуатацию, «что существенно ограничивает возможности частного партнёра на привлечение заёмного финансирования». Именно так сказано в пояснительной записке к проекту. А вот «другие модели» ГЧП в законодательстве РФ сегодня не отражены, что «сдерживает развитие публичной инфраструктуры». Предполагается, что соответствующие поправки законодательства будут осуществлены в течение 3 месяцев после принятия законопроекта. В этой связи из Налогового кодекса будут исключены положения об  уплате НДС на передаваемое партнёрам ГЧП госимущество, а также будут внесены уточнения по поводу амортизации и уплаты налога на такую собственность. А самое главное, в обмен на развитие инфраструктуры государство будет предоставлять бизнесу… гарантии в виде земельных участков и иного имущества или интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках проектов. Соглашения о ГЧП будут заключаться на конкурсной основе. При отказе победителя от заключения соглашения это право переходит к участнику конкурса, предложившему лучшие после победителя условия. Кстати, принятие закона о ГЧП потребует и правки законодательства о госзакупках, исключающей имущество, передаваемое бизнесу в  рамках ГЧП, из сферы действия ФЗ-94 «О госзакупках». Главное, чтобы никто ни в чём не запутался!

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!