Бизнес-дневники
“
У меня есть чёткое понимание: если рассчитывать только на бюджетные деньги, то ни дороги, ни мусороперерабатывающие заводы, ни головные источники водоснабжения мы в ближайшие 30–50 лет не построим. Поэтому большинство инфраструктурных проектов в Петербурге должно осуществляться с участием инвесторов.
”
Сергей Козырев,
Вице-губернатор Санкт-Петербурга
(Из ответов на вопросы РБК daily 6 июня).
“При существующем в стране уровне инвестиций в основной капитал порядка 20–21% ВВП достижение заявленного уровня инвестиций становится весьма амбициозной задачей, и без общего объёма инвестиций в российскую экономику более 25% ВВП качественно изменить состояние транспортной инфраструктуры невозможно.”
Владимир Якунин,
Президент ОАО «РЖД», Член Бюро Правления РСПП
(Из выступления на обсуждении «Стратегии 2020» на ПМЭФ, 22 июня).
““Западный скоростной диаметр” – крупнейший в России транспортный проект, реализуемый в рамках государственно-частного партнёрства. Я рад, что ВТБ примет активное участие в строительстве и эксплуатации одной из самых современных скоростных автотрасс России.”
Андрей Костин,
Президент-председатель правления ОАО «Банк ВТБ», Член Бюро Правления РСПП (Из выступления на церемонии подписания кредитного соглашения между ООО «Магистраль Северной Столицы» и синдикатом банков в рамках ПМЭФ, 22 июня).
Соглашение
Встретились два друга
15 июня ОАО «Стройтрансгаз» и Alpine Bau GmbH решили подружиться, правда, пока только в формате подписания рамочного соглашения о сотрудничестве. Так, две компании: одна из них – крупнейшая компания России в области инжиниринга и строительства промышленных и гражданских объектов, а вторая – крупнейшая компания в Европе в области строительства, эксплуатации и финансирования инфраструктурных проектов, планируют принять участие в крупных проектах по строительству автомобильных и железных дорог, высокоскоростных магистралей, мостовых переходов на территории Московской области, Москвы и в других городах России. Например, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области может стать для них одним из первых перспективных проектов. Президент ОАО «Стройтрансгаз» Сергей Макаров выразил более чем однозначную уверенность в готовности выйти в соответствующие инвестиционные проекты транспортного строительства. Он даже высказался в следующем духе: «сотрудничество с Alpine открывает для нас новые возможности в области управления проектами, кроме того, мы будем взаимодействовать по расширению опыта внедрения передовых европейских технологий». А при чём здесь ГЧП? А при том, что в случае успешного участия в конкурсах и получения контрактов стороны рассматривают совместную реализацию проектов именно в рамках ГЧП.
Фотофакт
Яркий пример
В начале июня Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» провела IV Международный форум «АТОМЭКСПО 2012». На выставке с одноимённым названием были представлены экспозиции ключевых компаний и организаций мирового рынка ядерной энергетики.
Традиционный участник мероприятия – «Группа Е4» – представила участникам и посетителям макет сухого хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), о разработке которого было заявлено 2 года назад.
Возведение ХОЯТ частной инжиниринговой компанией «Группа Е4» – яркий пример государственно-частного партнёрства в российской атомной отрасли. Заказчиком выступила госкорпорация «Росатом».
«Благодаря применению современных систем контроля радиационной безопасности новое хранилище позволит абсолютно безопасно хранить ядерное топливо на протяжении более 50 лет», – заявил Сергей Кириенко. Правда, что будет после этого, Сергей Владиленович не уточнил.
Образование
С чего начинается ГЧП?
Кадры решают всё, особенно когда это касается проектов ГЧП. Первыми это поняли на совместной кафедре «Государственно-частное партнёрство» Внешэкономбанка и Финансового университета при Правительстве РФ. Уже в сентябре этого года начинается обучение по магистерской программе «Управление проектами государственно-частного партнёрства».
Руководителем программы стал заведующий кафедрой, который по совместительству является не только председателем Внешэкономбанка, но и председателем Комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике. Все, конечно, уже догадались, что речь идёт о Владимире Дмитриеве. Правда, все, кого заинтересовал этот курс, должны знать, что обучение производится на коммерческой основе. С этого ведь и начинается само ГЧП.
Деньги
Минфин – против
Агентство стратегических инициатив (АСИ) хочет помогать предпринимателям не только лоббизмом, но и деньгами. Оно просит у бюджета 20–30 млрд руб. для создания фонда поддержки среднего бизнеса. Минфин против: это помешает конкуренции, да и денег в казне нет. Кто бы, собственно, удивлялся такой позиции министерства. В конце концов, работа у них такая.
Президент РФ Владимир Путин поручил АСИ, Минфину России, Минэкономразвития России и ВЭБ разработать меры финансовой поддержки проектов, которые отбирает наблюдательный совет АСИ. Это должно быть сделано до конца лета.
Хотя Минфин по-своему прав, всё же АСИ тоже понять можно. Большинство предпринимателей, которые обращаются в агентство, нуждаются в инвестициях: не хватает капитала, а без этого невозможно привлечь кредит. Изначально предполагалось, что АСИ будет оказывать в основном административную поддержку. Оно организует встречи с руководством регионов, федеральных ведомств и потенциальными покупателями, инициирует через правительство изменение законодательства и техрегламентов, помогает структурировать проект… Но оказывается, что этого мало. Без денег дело не движется. Софинансирование, похоже, – единственный выход.
Законопроект
Дождались!
Наконец, дождалась наша страна решения Минэкономики России, которое в конце июня опубликовало проект закона «О государственно-частном партнёрстве». Данное событие честно объясняется нехваткой бюджетных средств на инфраструктурные проекты. Напомним, что сегодня формат ГЧП в большинстве случаев используется в контексте концессионных соглашений, в рамках которых право собственности на объект передаётся концеденту при вводе его в эксплуатацию, «что существенно ограничивает возможности частного партнёра на привлечение заёмного финансирования». Именно так сказано в пояснительной записке к проекту. А вот «другие модели» ГЧП в законодательстве РФ сегодня не отражены, что «сдерживает развитие публичной инфраструктуры». Предполагается, что соответствующие поправки законодательства будут осуществлены в течение 3 месяцев после принятия законопроекта. В этой связи из Налогового кодекса будут исключены положения об уплате НДС на передаваемое партнёрам ГЧП госимущество, а также будут внесены уточнения по поводу амортизации и уплаты налога на такую собственность. А самое главное, в обмен на развитие инфраструктуры государство будет предоставлять бизнесу… гарантии в виде земельных участков и иного имущества или интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках проектов. Соглашения о ГЧП будут заключаться на конкурсной основе. При отказе победителя от заключения соглашения это право переходит к участнику конкурса, предложившему лучшие после победителя условия. Кстати, принятие закона о ГЧП потребует и правки законодательства о госзакупках, исключающей имущество, передаваемое бизнесу в рамках ГЧП, из сферы действия ФЗ-94 «О госзакупках». Главное, чтобы никто ни в чём не запутался!