“В ноябре этого года нашему заводу исполняется 76 лет. За это время построено 1831 судно самого различного назначения.”
Борис Новосельцев: «Нам поверили, что в России могут строить суперъяхты»
Один из старейших судостроительных заводов – ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» – строит не только бюджетный технический и пассажирский флот, но и высокоскоростные катера и трансатлантические яхты класса «люкс». Продукцию завода, вызывающую приятное удивление, и перспективные планы представил Борис Новосельцев, коммерческий директор предприятия.
– Борис Федотович, как завод вдруг вышел на строительство яхт класса «люкс»? Эта продукция стала востребованной в России?
– Я думаю, мне вначале стоит сказать несколько слов об истории завода. В ноябре этого года нашему заводу исполняется 76 лет. За это время построено 1831 судно самого различного назначения. Основные из них – пассажирские суда.
Предприятие строилось одновременно со строительством Канала имени Москвы и имело стратегическое значение. Его нахождение в Москве определяло технический уровень: традиционно завод сориентирован на технически сложную продукцию. Здесь никогда не строились просто баржи и простые сооружения. Известные марки пассажирских судов, например «Москва», ставшая символом нашей столицы, «Москвич», «ОМ», «МО» (его ещё любовно называют по всей стране «Мошка»), «Луч», «Заря», до сих несут основную нагрузку на внутригородских и пригородных речных перевозках на территории нашей страны.
Мы считаем, что строительство пассажирских судов – основной сегмент нашей деятельности. С начала года заказчики получили три судна проекта «Пилигрим». Заложено озёрное судно для Казани. Вторым по значимости сегментом идёт строительство технического флота: буксиры, суда для обслуживания внутренних водных путей – простой, рабочий и в то же время очень нужный флот. На заводе сейчас идёт строительство 39 обстановочных судов. Из них пять подлежат сдаче в этом году.
Следующий сегмент (третий) – суда класса «люкс», который завод начал осваивать в конце 1990−х годов. На тот момент предприятие, как и многие другие, испытывало острый дефицит в заказах. Президент группы компаний «Московское речное пароходство», Троценко Роман Викторович, человек молодой, амбициозный и инновационный, принял тогда стратегическое решение вывести «советский» завод на уровень мировых верфей и первым в России освоить производство суперъяхт. Для строительства суперъяхт длиной от 25 до 45 метров были привлечены лучшие проектные и архитектурные мастерские Европы. Нашими партнёрами стали ведущие компании по проектированию яхт: Vripack Yachting International; Bannenberg Designs; Guido de Groot Design; Francisdesign Ltd.; GINTON Naval Architects.
Они поверили, что в России могут быть построены подобного типа суда. На сегодняшний день 15 наших яхт бороздят моря практически по всему миру. Две из них были сданы в этом году. Ещё две яхты 25 и 45 метров находятся в процессе строительства и будут сданы в это время будущего года.
Это был шаг, который позволил заводу не только выжить, но и окрепнуть. Потребовались очень большие усилия по обучению персонала – как инженерного, так и рабочего. Есть такая старая поговорка: что бы русские ни строили, всё равно танки получаются. Сегодня приезжающие к нам посмотреть нашу продукцию говорят: «За что бы вы ни взялись, у вас всё равно яхта получается». Даже в таком простом судне, как патрульный катер: в нём все равно присутствуют элементы высокого качества и стандарта в подходах к отделке. Наша продукция вызывает у людей приятное удивление.
Морские яхты длиной 26, 33, 38 и 45 метров по своей технической сложности недалеко ушли от сложной космической и авиационной техники.
Мы мечтаем построить большую речную яхту, если найдём заказчика. Нам бы хотелось, чтобы люди любовались этим произведением инженерного искусства в Москве или на берегу Волги, а не только в Средиземном море.
– Может,
– Вся надежда на Московское речное пароходство. Они всё время ищут всё новое, продвинутое в области судоходства. Работать с таким заказчиком легко. Кроме того, когда Московское речное пароходство и Столичная судоходная компания поработают совместно с нами над проектом, он становится интересен и другим регионам.
“Для строительства суперъяхт длиной от 25 до 45 метров были привлечены лучшие проектные и архитектурные мастерские Европы.”
Например, мы сделали для Москвы прогулочный теплоход проекта «Пилигрим» со сдвижным панорамным остеклением над салоном. Идеальный экскурсионный речной автобус. Он сразу понравился и другим регионам. В июле мы построили такой теплоход для администрации Сыктывкара.
Добавлять в этот проект им практически ничего не потребовалось, потому что основную ношу совершенствования приняла на себя Столичная судоходная компания.
– Комплектующие отечественные или зарубежные?
– Судостроение и судоходство – это глобальные отрасли. Поэтому судостроение так активно развивается и в нём внедряются самые лучшие инженерные разработки. Здесь всё на виду. Всё время надо присматриваться к тому, что делают соседи.
Традиционно в судостроении применяются лучшие продукты, оборудование и материалы, которые используются в мире. Цены на них, кстати, приблизительно одинаковые на внутреннем и внешнем рынке. Аргументация РСПП, когда он правительству доказывал необходимость поддержки судостроения, была убедительной. Действительно, судостроение – это определённый маховик раскручивания отечественной промышленности: производства металла (цветного и чёрного), сварочного оборудования, сварочной проволоки, изоляционных и отделочных материалов, красок и т.д.
– Отделочные материалы у яхт отечественные или тоже импортные?
– В основном отечественные, их производство в России уже налажено. Даже мебель для яхт класса премиум нашего производства, например этот стол с инкрустацией, где 29 слоёв лака, который не портится ни на солнце, ни при соприкосновении с водой, сделан у нас на заводе. Такую мебель в стране сделать больше никто не может. Мы гордимся этим производством: оно сегодня ни в чём не уступает лучшим зарубежным аналогам.
– Вы недавно освоили и сегмент катерного производства.
– Да, такая задача была поставлена год назад президентом ОСК. Сегодня у нас в программе шесть многоцелевых скоростных катеров для Росморпорта и два катера для нужд
Он особенный с точки зрения его пропульсивной системы и инженерной начинки. В нём реализовано много разных инновационных идей. Он управляется джойстиком: двигается в любом направлении – боком и по диагонали, вращается на месте. Это очень важно для безопасного и удобного подхода с лоцманом к другим судам.
Кроме того, благодаря системе автоматического позиционирования, несмотря на ветер и волнения, катер может находиться в заданной точке. Катер «Катран» для
– Очень отрадный факт, что инженерная мысль
– У нас своё собственное КБ, имеющее все необходимые лицензии для проектирования. Работает в основном молодёжь. Большинство из них выпускники Московской государственной академии водного транспорта.
– Вы сказали, что есть новшества, которые не все заводы в России могут построить. Можно о них чуть подробнее рассказать?
– Я бы так ответил на этот вопрос: продукцию подобного класса и уровня в стране могут сделать
“Нам бы хотелось, чтобы люди любовались этим произведением инженерного искусства в Москве или на берегу Волги, а не только в Средиземном море.”
Если бы завод 12 лет назад не начал строить яхты, то сегодня нам не удалось бы построить такое сложное инженерное сооружение, как многоцелевой катер. Потребовалось 10–12−тилетняя подготовка инженеров и рабочих, чтобы научиться работать, соблюдая высочайшие требования к технологии, не допуская никаких отступлений от неё.
Из того, на мой взгляд, что не имеет аналогов, – это проект
Одновременно завод прорабатывает вопрос броневой защиты персонала, который находится на патрульных катерах. Это позволит таможенникам и пограничникам чувствовать себя более уверенно и безопасно. Как я уже говорил, хорошие перспективы сбыта имеет пассажирское судно для местных линий – «Пилигрим». Он делается в самых различных вариантах: прогулочный, туристический, ресторанный. Построена также паромная переправа на его базе.
– Спрос на него есть?
– Есть огромный интерес. На сегодня самый дешёвый и доступный – это проект для обновления такого социально значимого транспорта для регионов, как внутригородские и пригородные речные перевозки.
Будь у муниципалитетов чуть больше денег на инвестиции, на эти суда была бы большая очередь. В этой связи хочу обратить внимание на важность развития лизинга. Он даёт реальную новую возможность для обновления флота. Первый такой проект же реализован в этом году со Столичной судоходной компанией и лизинговой компанией «Госзнаклизинг».
Это позволит муниципалитетам или частным компаниям с небольшим бюджетом воспользоваться этим механизмом. Тем более что Правительством РФ принято решение по субсидированию части лизинговых платежей. Если переводить на понятный язык банковского кредитования, практически получаешь кредит по средневзвешенной европейской ставке.
– Правительство страны сейчас уделяет особое внимание судостроению.
– Судостроение – это чуткий барометр состояния экономики государства. Как только появляется болячка в организме, начинается сбой. Мы сразу начинаем это чувствовать: падает спрос на технический флот. Значит, с бюджетом не всё в порядке. Почему Правительство РФ (Минпром, Минтранс), а также и РСПП уделяют судостроению большое внимание? Потому что понимают важность этого сегмента. Это независимость внешней торговли. И, безусловно, это выгодный бизнес. Нас некоторые упрекают: «Яхты строите для богатых!» Но выполнение таких заказов даёт работу тысячам работающих в смежных отраслях экономики. Недавно опубликованы основные направления Программы Роспрома по поддержке судостроительной отрасли. Мы ждём этот документ, потому что он предусматривает одно из важнейших направлений – государственную поддержку – обновления
Мы постоянно приобретаем необходимое оборудование, но для системного перевооружения для перехода на продукцию совершенно нового качества, конечно же, нужна государственная поддержка.
– Сколько работающих на заводе?
– Всего 470 человек персонала. Численность стабильна. Этому способствует аутсорсинг. При необходимости, не увеличивая численность основного производственного персонала, мы привлекаем необходимых специалистов из других предприятий либо передаем часть работ на другие верфи.
– Что в проектах завода?
– У нас много интересных проектов судов разного назначения. За это спасибо нашей молодёжи, работающей в конструкторском бюро.
Например, проект скоростного катамарана «Белые ночи». Предлагаем его судоходным компаниям
Ещё один проект, «Огни Москвы», – красивый комфортабельный пассажирский теплоход на 250 человек! Или фантастический проект Зеленодольского ПКБ «Стриж» – скоростной катер вместимостью 32 человека. Скорость 45 км/час – это речной автобус для междугородних пассажирских перевозок там, где
Будем продвигать эти проекты. Время подошло. ПР
Главная тема
- Мария Глухова: Кластеры – нужны ли они российской экономике?
- Николай Меркушин: «У области огромный потенциал формирования кластеров»
- Максим Шерейкин: «Мы стремимся привлекать в регион профессионалов»
- Владимир Довгий: «Кластеры – системный инновационный инструмент»
- Андрей Прокофьев: «Завод будущего – ключевой проект кластера»
-
Карен Аракелян:
Организационно-правовые особенности создания кластеров на территории Российской Федерации - Алексей Кондратьев: Москва как мегакластер и международный финансовый центр
- Ольга Архангельская: «Удача приходит к людям деятельным»
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Индекс деловой среды в сентябре. А воз и ныне там…
- Пенсионная реформа: не рубить сплеча
- Обзор законодательства за август–сентябрь 2012 г.
-
Бизнес-дневники / Мониторинг - Александр Бузаков: «Люди являются главным богатством верфи!»
- Андрей Митюков: «Эффективная компания создаётся счастливыми людьми»
Бизнес и общество
- Сергей Сазонов: «Нам ещё 6 лет, а не уже!»
- Александр Костюк: О трагизме в искусстве
- Александр Добровинский: Мая твою не понимай
- Турнир по спортингу: Новый вид благотворительности
- Ирина Маслова: Дать возможность увидеть мир во всех красках
-
Бизнес-дневники / Общество
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица в сфере профессиональных услуг
- Виля Версан: Бизнес, ориентированный только на прибыль, опасен
- Арман Гукасян: Венчурные инвестиции и проблемы современных стартапов
-
Алексей Сиротин: «Сырые» проекты: в России мало инвестируют не только
из-за кризиса -
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Судостроительная отрасль: все надежды на Арктику
- Виктор Олерский: «Мы себе поставили задачу: либо всё, либо ничего»
- Алексей Клявин: «Средний возраст флота вызывает беспокойство»
- Борис Новосельцев: «Нам поверили, что в России могут строить суперъяхты»
- Александр Алёшкин: «Наши разработки не имеют аналогов в зарубежной практике»
- Михаил Чемодуров: «Проект каждой нефтяной платформы уникален»
-
Бизнес-дневники / Отрасль