“Когда принимались заявки на развитие инновационных территориальных кластеров, то в методических документах не было жёстких требований, какими должны быть эти заявки.”
Владимир Довгий: «Кластеры – системный инновационный инструмент»
По мнению члена правления Клуба директоров по науке и инновациям Владимира Довгого, создание территориальных кластеров сегодня должно рассматриваться
как важнейший приоритет инновационного развития нашей экономики в целом.
По мнению члена правления Клуба директоров по науке и инновациям Владимира Довгого, создание территориальных кластеров сегодня должно рассматриваться
как важнейший приоритет инновационного развития нашей экономики в целом.
– Как можно сформулировать сегодня основную цель кластерной политики государства?
– На первый взгляд, может показаться, что кластерная политика – это инструмент, который живёт и работает как бы сам по себе, он – самодостаточен. Однако, на мой взгляд, кластерную политику нужно воспринимать как составную часть целого комплекса мероприятий, направленных на инновационное развитие экономики России в целом. Если это так, тогда нужно чуть шире посмотреть на инструменты инновационного развития, которые в настоящее время активно применяются на практике.
Помимо того, что в формате повседневной деятельности реализуются программы развития федерального, регионального, местного, корпоративного масштабов, примерно с осени 2009 года по инициативе государства начали достаточно активно внедряться относительно новые инструменты развития
Параллельно в это же время (с начала 2010 года) разрабатывался и внедрялся ещё один, относительно новый для российской экономики инструмент развития
С точки зрения технологических платформ как инструмента
Сейчас в активной фазе выполнения находится ещё одно поручение Президента РФ. Это поручение касается формирования центров технологического развития. По большому счёту они тоже имеют географическую «привязку» к местности. И при этом носят в большей степени межотраслевой характер. Соответственно, они уже не могут быть привязаны только к одному хозяйствующему субъекту, к одной отрасли.
Помимо упомянутых инструментов, нужно не забывать, что никто не отменял государственные, федеральные целевые, ведомственные программы.
Поэтому в современных условиях, если говорить о кластерной политике, то её нужно рассматривать как составную целого комплекса инструментов и мероприятий инновационного развития экономики России.
– Недостатка в инструментах, понятно, нет. Но насколько они эффективны?
– Главное, чтобы они работали не вразнобой. Достаточный эффект можно получить от того, что те инструменты, которые есть, те механизмы, которые работают на федеральном, региональном, местном, корпоративном уровнях, будут усиливать друг друга. Основная задача текущего периода – их синхронизация. И когда мы говорим об инновационных территориальных кластерах, вообще о кластерной политике, то мы понимаем, что здесь имеем соединение интересов федерального центра, которые зачастую проявляются через госпрограммы. Очевидны интересы регионов, которые проявляются через свои, региональные программы развития. А также интересы крупных хозяйствующих субъектов. У них тоже существуют собственные программы инновационного развития. Программы развития реализуются также ведущими вузами и научными организациями.
– Какие основные требования сегодня предъявляются к образующимся территориальным инновационным кластерам?
– Когда принимались заявки на развитие инновационных территориальных кластеров, то в методических документах не было жёстких требований, какими должны быть эти заявки. Присутствовали только рекомендации. Идея, на наш взгляд, была следующая: развитие инновационных территориальных кластеров должно иметь очень чёткий целевой эффект. И в зависимости от того, какие «узкие места» или «белые пятна» остаются в том или ином территориальном кластере, программа его развития должна эти проблемы устранять. То есть, грубо говоря, если мы берем инновационный территориальный кластер Томской области, то изначально понятно, что в этом кластере, в этом регионе достаточно сильны образование и наука – и фундаментальная, и прикладная. Но есть определённые проблемы во взаимоотношениях с производством. Идеи, которые разрабатываются и продвигаются учёными, должны достаточно быстро найти своё практическое применение, освоены в производстве. Поэтому, когда мы посмотрим программу развития кластера в Томске, увидим, что это по большому счёту программа, которая предусматривает несколько мероприятий, основная часть которых направлена на создание и развитие инжиниринговых центров. Для того чтобы как можно быстрее идею трансформировать в конкретный продукт и предлагать его на рынке.
“Главная цель – создание в регионе благоприятной среды, которая в формате повседневной деятельности увязывает разные инструменты федерального, регионального уровня, усилия крупных компаний.”
Если мы посмотрим другие кластеры, особенно в таких регионах, где сильно развито машиностроение, то мы увидим в программах развития другой сюжет – по привязке к этим производственным мощностям активов, которые создают
В настоящее время, по нашему мнению, основной сюжет кластерной политики состоит не в том, чтобы соорудить
– Но по логике
– Если мы говорим о технологических платформах, то там позиция была такая: координатором технологической платформы может быть либо один из участников, либо вновь создаваемая структура. Например, несколько организаций учредили некоммерческое партнёрство и передали ему функции исполнительной дирекции. То же самое, если посмотреть госпрограммы. Практически в каждой программе можно найти некое образование, которое можно условно называть дирекцией. Иногда они так и называются. Иногда координацией занимается профильное министерство. Что касается инновационных территориальных кластеров, то там изначально было чётко сформулировано, что это должна быть структура, причём созданная в регионе заинтересованными участниками во взаимодействии с региональными и местными органами управления. Она должна выполнять координирующие функции. То есть это своего рода управляющая компания. Как это будет оформлено юридически – даже не суть важно. Это вторично. Первичны те цели и задачи, которые ставят перед собой участники кластера, формирующие саму идею его развития.
– В ходе конкурса было отобрано для более детальной экспертизы 37 заявок. Это, на ваш взгляд, много или мало?
– Вопрос не в количестве, а в том, что степень готовности регионов к формированию таких заявок очень разная. Мы видим регионы, которые очень хорошо работают содержательно, но за тот месяц, который был отведён для подготовки и подачи документов, либо не успели оформить заявку, либо оформили её с отрывом от того, что происходит на самом деле. При хорошем содержании работы заявки были сравнительно слабыми. С другой стороны, в регионах или на территориях, которые, по сути, не имеют сегодня реальных возможностей быстрого кластерного развития, сами заявки выглядели подчас очень привлекательными. Но при углублённой экспертизе становилось понятным, что это «пустышки».
“«Якорные» предприятия – локомотивы развития кластеров – это, как правило, крупный бизнес. В том числе и с государственным участием.”
У меня лично сложилось очень хорошее впечатление от заявок, которые готовились при непосредственном участии руководителей конкретных регионов. Они были не только интересны в своей содержательной части, но и привлекали масштабным позиционированием. Совершенно очевидно, что если в регионе местные власти не поддерживают ту или иную инициативу по развитию инновационного территориального кластера, вряд ли его создание вообще возможно. Это же механизм
В целом реализация кластерной политики может позволить за достаточно короткое время понять, кто есть кто и за какими мероприятиями только слова, а за какими – дела. И если при выполнении государственных программ мероприятия, как правило, длятся годами, то эффект оперативной «обратной связи» через оценку ситуации с развитием территориальных кластеров достаточно очевиден.
– То есть речь идёт о мобильной системе?
– Да. Кроме того, с её помощью можно увидеть, насколько эффективно работают и другие инструменты. Вообще, я бы сказал, что мы видим два мощных инструмента, и я не скажу даже, какой из них эффективнее. Это кластеры, которые отражают фокус в развитии территории по всем позициям. И технологические платформы, с помощью которых можно спрогнозировать и отслеживать развитие тех областей, которые представляют для них интерес, составляют «зону ответственности». Платформы дают «длинное» понимание, кластеры – более «короткое».
– Они дополняют друг друга…
– Они на самом деле являются взаимодополняющими. Например, из 25 отобранных кластеров шесть уже функционируют в рамках технологической платформы «Медицина будущего». Внутри этой платформы уже создан
– Каковы, на ваш взгляд, основные риски при реализации кластерной политики?
– Когда разрабатывается та или иная программа, она базируется на определённой системе оценки. Оценки не только внутренней региональной среды, участников кластера. Успех во многом зависит от того, насколько благоприятной будет внешняя среда. Значение макроэкономического окружения велико. Мы видим, какие большие усилия сегодня предпринимаются на федеральном уровне, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность. Например, в части борьбы с инфляцией, выработки бюджетной,
Второй момент, который тоже достаточно важен, – это логика проработки процесса запуска инновационных территориальных программ и дальнейшего их сопровождения. Мы видим, что конкурс провели, приоритетные кластеры отобрали, но при этом нужно отметить, что до настоящего времени не в полной мере решены вопросы с бюджетным финансированием. Изначально конструкция предполагалась следующая. На поддержку инновационных территориальных кластеров в течение 5 лет планировалось выделить 25 млрд рублей. При этом предполагалось, что будет отобрано примерно 10 проектов. То есть это означало, что каждый кластер–победитель конкурса может рассчитывать на финансирование порядка не менее 5 млрд, из которых до 50% – государственная субсидия, а вторая часть (не менее 50%) – софинансирование. Сегодня, однако, есть опасения, что на 2013 год вместо 5 млрд будут выделены значительно меньшие средства. Тут опять же нужно учитывать макроэкономические риски даже не национального, а мирового масштаба.
Третий риск – его можно обозначить как «внутренний» – возможные проблемы с созданием дееспособной команды. Ряд регионов уже имеет сегодня центры кластерного развития, у них накоплен положительный опыт. В качестве примера могу назвать
Четвёртый риск. Важно, чтобы инструменты, которые у нас сегодня существуют, действовали синхронно. Если у нас возникнет ситуация, что за программы инновационного развития отвечают одни, за технологические платформы – другие, за госпрограммы – третьи и появятся структуры, которые отвечают за инновационные кластеры, то есть риск возникновения конфликтов интересов.
Кластеры должны восприниматься не как узкая задача управляющей компании, а как системный инструмент территориального развития с обратной связью. Поэтому мне кажется, что за выполнение программных мероприятий развития инновационного территориального кластера, конечно, должна отвечать управляющая компания, но ответственность за инновационное развитие территорий в целом должны воспринимать и другие участники инновационной деятельности. В этом смысле мне хорошо понятны действия федеральных органов исполнительной власти – Минпромторга России, Минэкономики России, Минобрнауки России, которые в настоящее время проводят ряд совещаний по встраиванию мероприятий по развитию инновационных территориальных кластеров в проекты госпрограмм, в стратегические программы исследований и программы внедрения передовых технологий технологических платформ, в программы инновационного развития компаний с государственным участием. И это очень правильно. Если же программа развития инновационного территориального кластера является локальным документом только лишь тех субъектов, которые в ней участвуют, не «завязана» на другие инструменты инновационного развития, повышается риск того, что цели достигнуты не будут.
– Предположим, что риски
– Процессы инновационного развития будут развиваться вне зависимости от того, существуют территориальные инновационные кластеры или нет. Как я уже говорил, у нас есть работающие предприятия с программами инновационного развития. У нас есть госпрограммы и федеральные целевые программы. Они реализуются. Многие сейчас уже находятся в завершающей стадии, но принимаются новые. Есть ведомственные программы, программы развития регионов, вузов… Сейчас очень активно разрабатываются программы развития научных организаций. Эти процессы идут.
Но когда мы говорим об инновационных территориальных кластерах, то по большому счёту это возможность посмотреть на то, как работает весь комплекс с привязкой к той или иной конкретной территории. При успешной реализации кластерной политики можно рассчитывать на улучшение
Главная тема
- Мария Глухова: Кластеры – нужны ли они российской экономике?
- Николай Меркушин: «У области огромный потенциал формирования кластеров»
- Максим Шерейкин: «Мы стремимся привлекать в регион профессионалов»
- Владимир Довгий: «Кластеры – системный инновационный инструмент»
- Андрей Прокофьев: «Завод будущего – ключевой проект кластера»
-
Карен Аракелян:
Организационно-правовые особенности создания кластеров на территории Российской Федерации - Алексей Кондратьев: Москва как мегакластер и международный финансовый центр
- Ольга Архангельская: «Удача приходит к людям деятельным»
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Индекс деловой среды в сентябре. А воз и ныне там…
- Пенсионная реформа: не рубить сплеча
- Обзор законодательства за август–сентябрь 2012 г.
-
Бизнес-дневники / Мониторинг - Александр Бузаков: «Люди являются главным богатством верфи!»
- Андрей Митюков: «Эффективная компания создаётся счастливыми людьми»
Бизнес и общество
- Сергей Сазонов: «Нам ещё 6 лет, а не уже!»
- Александр Костюк: О трагизме в искусстве
- Александр Добровинский: Мая твою не понимай
- Турнир по спортингу: Новый вид благотворительности
- Ирина Маслова: Дать возможность увидеть мир во всех красках
-
Бизнес-дневники / Общество
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица в сфере профессиональных услуг
- Виля Версан: Бизнес, ориентированный только на прибыль, опасен
- Арман Гукасян: Венчурные инвестиции и проблемы современных стартапов
-
Алексей Сиротин: «Сырые» проекты: в России мало инвестируют не только
из-за кризиса -
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Судостроительная отрасль: все надежды на Арктику
- Виктор Олерский: «Мы себе поставили задачу: либо всё, либо ничего»
- Алексей Клявин: «Средний возраст флота вызывает беспокойство»
- Борис Новосельцев: «Нам поверили, что в России могут строить суперъяхты»
- Александр Алёшкин: «Наши разработки не имеют аналогов в зарубежной практике»
- Михаил Чемодуров: «Проект каждой нефтяной платформы уникален»
-
Бизнес-дневники / Отрасль