“Мы одними из первых в России начали изучение использования кластерного подхода в управлении региональным развитием.”
Николай Меркушин: «У области огромный потенциал формирования кластеров»
В июле в Самарской области состоялся VI межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива»
В июле в Самарской области состоялся VI межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики».
В губернию съехались более 800 участников из 27 регионов России и шести зарубежных стран, представители федерального правительства. Место проведения этого представительного форума, который стал уже традиционным, было выбрано неслучайно. Именно Самарская область по праву считается сегодня
Наш собеседник – губернатор Самарской области Николай Меркушин.
– Кластерам в регионе уделяется очень большое внимание. Их развитие, наверное, можно назвать одним из приоритетов экономической политики региона. С чем это связано?
– Действительно, мы одними из первых в России начали изучение использования кластерного подхода в управлении региональным развитием. Ещё в начале 2000−х годов были проведены серьёзные исследования по этой тематике. Кластерный подход положен в основу стратегии
Огромный потенциал для формирования кластеров заложен в Самаре в наиболее конкурентоспособных секторах экономики – нефтехимии и нефтепереработке, авиастроении, автомобилестроении. Неслучайно на прошедшем в сентябре Международном инвестиционном форуме
Кластерный подход – эффективный инструмент, способный на системной основе обеспечить модернизацию ведущих секторов экономики области, повышение производительности труда в них, создание высокотехнологичных и высококвалифицированных рабочих мест. Использование таких инструментов, обеспечивающих комплексный эффект и повышение конкурентоспособности предприятий, необходимо для выполнения стоящих перед экономикой области амбициозных задач.
– На межрегиональном экономическом форуме, который прошёл в Самаре в июле, очень активно обсуждались перспективы развития аэрокосмического кластера.
– Главный символ области – это крылья, а значит, всё, что связано с авиастроением, производством космических летательных аппаратов, особенно близко для людей. Неслучайно рабочая группа по развитию
Авиакосмический комплекс исторически является ключевым для Самарской области. Именно он на протяжении многих лет формировал экономику, промышленность
“Кластерный подход – эффективный инструмент, способный на системной основе обеспечить модернизацию ведущих секторов экономики области.”
К инновационным проектам, заявленным в рамках программы развития кластера, относятся работы по созданию центров накопления и обработки данных при дистанционном зондировании земли, разработка, испытания и использование наноспутников для научных и народнохозяйственных целей, внедрение цифрового проектирования и моделирования продукции аэрокосмического кластера.
Очень важно, что в Самаре предпринимаются серьёзные шаги в направлении подготовки молодых кадров. В городе работает аэрокосмический университет, который получил статус
– Можно сказать, что в Самарской области сегодня развиваются сразу несколько кластеров. Наиболее известный, наверное, автомобильный?
– Конечно. Ядром кластера является крупнейший в России производитель автомобилей – «АвтоВАЗ». Кроме того, в области работают около 200 автокомпонентных предприятий. С запуском производства силовых агрегатов, предусмотренного инвестиционной программой «АвтоВАЗа», этот кластер может выйти на объёмы продаж 300–350 млрд рублей в год, а это почти половина промышленного производства Самарской области. Но при этом нужно отметить, что здесь ещё очень много проблем, которые нужно решать безотлагательно. На предприятиях автомобильного кластера занято более 100 тыс. человек. Следовательно, речь идёт об одновременном решении не только экономических, но и социальных вопросов. Здесь всё очень тесно взаимосвязано.
“Авиакосмический комплекс исторически является ключевым для Самарской области. Именно он на протяжении многих лет формировал экономику, промышленность
Этот год являлся во многом определяющим для «АвтоВАЗа». В прошлом году закончилась государственная программа утилизации, которая серьёзно поддержала как автовладельцев, так и обеспечила дополнительные продажи вазовских автомобилей. К тому же сейчас происходит переход от традиционных моделей к новым, разработанным совместно с альянсом
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нефтехимического кластера?
– Для нашего региона это одна из крупнейших составляющих экономики и пополнения бюджета региона. В советское время Самарская область определялась как центр нефтехимии страны. Сейчас в нефтехимической отрасли работает более десятка крупных предприятий. Это предприятия в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Отрадном, Чапаевске. Предприятия нефтехимического кластера представлены со своей продукцией на мировых рынках. Они традиционно отличаются высокой инвестиционной активностью. В настоящий момент мы прорабатываем вопрос об организации новых химических производств. В рамках взаимодействия власти и бизнеса разрабатывается проект создания химпарка в Тольятти.
“Проблем при подготовке кадров для аэрокосмического кластера у нас нет.”
– Какие ещё сферы деятельности вы считаете перспективными для развития?
– В сфере жизнеобеспечения и благополучия человека очень перспективен агроиндустриальный кластер. Он тоже может стать одной из мощных составляющих занятости людей. Нельзя не упомянуть
– Наверное, при этом и государственная поддержка очень важна?
– Хочу подчеркнуть, что приоритет в создании кластеров принадлежит прежде всего государству. Мы поддерживаем инициативу Минэкономразвития России по отбору и формированию инновационных территориальных кластеров. Отдельные направления, формирующие кластеры, на уровне Правительства РФ уже не раз рассматривались. Один из ярких примеров – поддержка Правительством РФ «АвтоВАЗа» как градообразующего предприятия, связывающего ещё сотни предприятий в единую цепочку.
Сегодня нужно чётко определить механизмы финансовых отношений крупных и малых предприятий, органов власти и институтов развития.
Здесь я хочу сказать: мы только в начале пути. Нам предстоит очень большая работа. Очевидный потенциал кластерного развития нашего региона можно реализовать только совместными усилиями – государственных структур, бизнеса, научных организаций. ПР
Главная тема
- Мария Глухова: Кластеры – нужны ли они российской экономике?
- Николай Меркушин: «У области огромный потенциал формирования кластеров»
- Максим Шерейкин: «Мы стремимся привлекать в регион профессионалов»
- Владимир Довгий: «Кластеры – системный инновационный инструмент»
- Андрей Прокофьев: «Завод будущего – ключевой проект кластера»
-
Карен Аракелян:
Организационно-правовые особенности создания кластеров на территории Российской Федерации - Алексей Кондратьев: Москва как мегакластер и международный финансовый центр
- Ольга Архангельская: «Удача приходит к людям деятельным»
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Индекс деловой среды в сентябре. А воз и ныне там…
- Пенсионная реформа: не рубить сплеча
- Обзор законодательства за август–сентябрь 2012 г.
-
Бизнес-дневники / Мониторинг - Александр Бузаков: «Люди являются главным богатством верфи!»
- Андрей Митюков: «Эффективная компания создаётся счастливыми людьми»
Бизнес и общество
- Сергей Сазонов: «Нам ещё 6 лет, а не уже!»
- Александр Костюк: О трагизме в искусстве
- Александр Добровинский: Мая твою не понимай
- Турнир по спортингу: Новый вид благотворительности
- Ирина Маслова: Дать возможность увидеть мир во всех красках
-
Бизнес-дневники / Общество
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица в сфере профессиональных услуг
- Виля Версан: Бизнес, ориентированный только на прибыль, опасен
- Арман Гукасян: Венчурные инвестиции и проблемы современных стартапов
-
Алексей Сиротин: «Сырые» проекты: в России мало инвестируют не только
из-за кризиса -
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Судостроительная отрасль: все надежды на Арктику
- Виктор Олерский: «Мы себе поставили задачу: либо всё, либо ничего»
- Алексей Клявин: «Средний возраст флота вызывает беспокойство»
- Борис Новосельцев: «Нам поверили, что в России могут строить суперъяхты»
- Александр Алёшкин: «Наши разработки не имеют аналогов в зарубежной практике»
- Михаил Чемодуров: «Проект каждой нефтяной платформы уникален»
-
Бизнес-дневники / Отрасль