голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Главная тема

Николай Меркушин: «У области огромный потенциал формирования кластеров»

В июле в Самарской области состоялся VI межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива»

«У области огромный потенциал формирования кластеров»

В июле в Самарской области состоялся VI межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики».

В губернию съехались более 800 участников из 27 регионов России и шести зарубежных стран, представители федерального правительства. Место проведения этого представительного форума, который стал уже традиционным, было выбрано неслучайно. Именно Самарская область по праву считается сегодня регионом-пионером кластерной политики.

Наш собеседник – губернатор Самарской области Николай Меркушин.

 – Кластерам в регионе уделяется очень большое внимание. Их развитие, наверное, можно назвать одним из приоритетов экономической политики региона. С чем это связано?

– Действительно, мы одними из первых в России начали изучение использования кластерного подхода в управлении региональным развитием. Ещё в начале 2000−х годов были проведены серьёзные исследования по этой тематике. Кластерный подход положен в основу стратегии социально-экономического развития Самарской области. Ведётся постоянная работа с предприятиями – потенциальными участниками базовых и перспективных кластеров с целью формирования и реализации крупных межотраслевых и межрегиональных инвестиционных проектов государственного значения.

Огромный потенциал для формирования кластеров заложен в Самаре в наиболее конкурентоспособных секторах экономики – нефтехимии и нефтепереработке, авиастроении, автомобилестроении. Неслучайно на прошедшем в сентябре Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012» Герман Греф в своём докладе обозначил, что наш регион вошёл в шестерку самых конкурентоспособных регионов России.

Мы одними из первых в России начали изучение использования кластерного подхода в управлении региональным развитием.

Кластерный подход – эффективный инструмент, способный на системной основе обеспечить модернизацию ведущих секторов экономики области, повышение производительности труда в них, создание высокотехнологичных и высококвалифицированных рабочих мест. Использование таких инструментов, обеспечивающих комплексный эффект и повышение конкурентоспособности предприятий, необходимо для выполнения стоящих перед экономикой области амбициозных задач.

– На межрегиональном экономическом форуме, который прошёл в Самаре в июле, очень активно обсуждались перспективы развития аэрокосмического кластера.

– Главный символ области – это крылья, а значит, всё, что связано с авиастроением, производством космических летательных аппаратов, особенно близко для людей. Неслучайно рабочая группа по развитию государственно-частного партнёрства в инновационной сфере при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям включила аэрокосмический кластер Самарской области в перечень пилотных программ с предоставлением субсидий из федерального бюджета. И, естественно, это будет существенным подспорьем для того, чтобы нам сделать реальные шаги для возрождения авиастроения и развития космического машиностроения в регионе.

Авиакосмический комплекс исторически является ключевым для Самарской области. Именно он на протяжении многих лет формировал экономику, промышленность и научно-технологическую базу области. По сути, существующий комплекс соответствовал и ранее всем критериям кластерного образования. В 2012 году это было закреплено юридически. Самарский аэрокосмический кластер, участниками которого являются около 20 предприятий и организаций, представлен в основном крупными предприятиями. Но для его полноценного развития необходимо сформировать вокруг кластера пояс инновационных малых и средних предприятий.

Кластерный подход – эффективный инструмент, способный на системной основе обеспечить модернизацию ведущих секторов экономики области.

К инновационным проектам, заявленным в рамках программы развития кластера, относятся работы по созданию центров накопления и обработки данных при дистанционном зондировании земли, разработка, испытания и использование наноспутников для научных и народнохозяйственных целей, внедрение цифрового проектирования и моделирования продукции аэрокосмического кластера.

Очень важно, что в Самаре предпринимаются серьёзные шаги в направлении подготовки молодых кадров. В городе работает аэрокосмический университет, который получил статус национально-исследовательского института. Причём налажена очень тесная связь между предприятиями отрасли и вузом. Проблем при подготовке кадров для данного кластера у нас нет.

– Можно сказать, что в Самарской области сегодня развиваются сразу несколько кластеров. Наиболее известный, наверное, автомобильный?

– Конечно. Ядром кластера является крупнейший в России производитель автомобилей – «АвтоВАЗ». Кроме того, в области работают около 200 автокомпонентных предприятий. С запуском производства силовых агрегатов, предусмотренного инвестиционной программой «АвтоВАЗа», этот кластер может выйти на объёмы продаж 300–350 млрд рублей в год, а это почти половина промышленного производства Самарской области. Но при этом нужно отметить, что здесь ещё очень много проблем, которые нужно решать безотлагательно. На предприятиях автомобильного кластера занято более 100 тыс. человек. Следовательно, речь идёт об одновременном решении не только экономических, но и социальных вопросов. Здесь всё очень тесно взаимосвязано.

 

Авиакосмический комплекс исторически является ключевым для Самарской области. Именно он на протяжении многих лет формировал экономику, промышленность и научно-технологическую базу области.

Этот год являлся во многом определяющим для «АвтоВАЗа». В прошлом году закончилась государственная программа утилизации, которая серьёзно поддержала как автовладельцев, так и обеспечила дополнительные продажи вазовских автомобилей. К тому же сейчас происходит переход от традиционных моделей к новым, разработанным совместно с альянсом Renault-Nissan. Очень важно, что уже в августе впервые за 1,5 года увеличилось как количество произведённых, так и проданных автомобилей. Руководство автозавода для поддержания спроса на свою продукцию планирует ежегодно выпускать либо новую модификацию, либо новую модель марки Lada.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нефтехимического кластера?

– Для нашего региона это одна из крупнейших составляющих экономики и пополнения бюджета региона. В советское время Самарская область определялась как центр нефтехимии страны. Сейчас в нефтехимической отрасли работает более десятка крупных предприятий. Это предприятия в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Отрадном, Чапаевске. Предприятия нефтехимического кластера представлены со своей продукцией на мировых рынках. Они традиционно отличаются высокой инвестиционной активностью. В настоящий момент мы прорабатываем вопрос об организации новых химических производств. В рамках взаимодействия власти и бизнеса разрабатывается проект создания химпарка в Тольятти.

Проблем при подготовке кадров для аэрокосмического кластера у нас нет.

– Какие ещё сферы деятельности вы считаете перспективными для развития?

– В сфере жизнеобеспечения и благополучия человека очень перспективен агроиндустриальный кластер. Он тоже может стать одной из мощных составляющих занятости людей. Нельзя не упомянуть туристско-рекреационный кластер и кластер медицинских технологий. Кстати, на форуме «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» наши медики были достаточно хорошо представлены, их инновационные разработки произвели большое впечатление. Эти разработки могут составить основу высокотехнологичного медико-фармацевтического кластера.

– Наверное, при этом и государственная поддержка очень важна?

– Хочу подчеркнуть, что приоритет в создании кластеров принадлежит прежде всего государству. Мы поддерживаем инициативу Минэкономразвития России по отбору и формированию инновационных территориальных кластеров. Отдельные направления, формирующие кластеры, на уровне Правительства РФ уже не раз рассматривались. Один из ярких примеров – поддержка Правительством РФ «АвтоВАЗа» как градообразующего предприятия, связывающего ещё сотни предприятий в единую цепочку.

Сегодня нужно чётко определить механизмы финансовых отношений крупных и малых предприятий, органов власти и институтов развития.

Здесь я хочу сказать: мы только в начале пути. Нам предстоит очень большая работа. Очевидный потенциал кластерного развития нашего региона можно реализовать только совместными усилиями – государственных структур, бизнеса, научных организаций. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!