Наиболее часто встречающийся тип кластера
активно формируются и чисто инновационные кластеры.
Кластеры – сравнительно молодое экономическое понятие. Несмотря на то, что базовые подходы в сфере кластерной политики были представлены ещё в конце XIX в. в работах Альфреда Маршалла, потребовалось немало времени, чтобы сформировать полноценную типологию экономических районов, включая и рассматриваемый в статье.
Сам термин «кластер» вошёл в полноценный оборот только в 1990−х гг. благодаря работам Майкла Портера.
Пользуясь классическими определениями, можно идентифицировать кластер следующим образом. Кластер – это группа компаний, сконцентрированных в определённом регионе, взаимосвязанных между собой, с включением в кластер специализированных поставщиков сырья, комплектующих, товаров, услуг, а также связанных с деятельностью компаний организаций (от образовательных учреждений до специализированных государственных структур).
Таким образом, кластер составляют различные типы участников:
• базовые субъекты – крупные, малые и средние компании;
• органы власти национального/регионального/местного уровня, институты развития;
• блок компаний, предоставляющих смежные услуги (финансовые организации, консалтинговые компании и т.д.).
Исторический тип кластера – промышленный (во всяком случае к этому типу относятся кластеры на севере Италии, с которых фактически началось активное изучение данной проблемы во второй четверти XX в.), но теперь ситуация начинает постепенно меняться. Наиболее часто встречающийся тип кластера
Ключевое отличие кластера от, например, промышленного района в том, что компании кластера не только конкурируют между собой, но и сотрудничают, когда речь идёт о решении общих задач, от развития инфраструктуры до решения вопросов нехватки кадров необходимой квалификации. В таких условиях ключевую роль начинает играть неформализованная инфраструктура взаимодействия – социальные связи, уровень доверия между субъектами кластера.
Кластер, отчасти активизируя конкурентную борьбу за имеющиеся квалифицированные кадры и финансовые ресурсы, не говоря о рынках сбыта, даёт компаниям достаточное количество преимуществ от сотрудничества – специализированных поставщиков сырья, материалов, услуг, рынок рабочей силы со специальными навыками, необходимую инфраструктуру, систему обмена знаниями между компаниями.
Наиболее часто встречающийся тип кластера
активно формируются и чисто инновационные кластеры.
Достаточно часто кластер – это сетевая структура, наличие или отсутствие в которой центрального звена определяются необходимостью или традицией. Он может функционировать в формате как формализованной структуры, так и неформализованной – без управляющей компании и членства.
Во многих случаях кластер становится зоной благоприятствования для малых высокоспециализированных компаний, способных гибко реагировать на изменения спроса. Правда, несмотря на то, что для многих успешных кластеров базой являются быстроразвивающиеся средние и малые компании, это не означает, что ситуация не может складываться
Кластер – открытая структура. Он не замыкается в рамках регионального рынка (хотя может ориентироваться на национальный, а не мировой рынок). Немного утрируя, можно сказать, что в кластере работает малый бизнес, завоёвывающий мир.
Казалось бы, развитие Интернета, повышение качества и оперативности
Отдельная проблема – роль государства в создании кластера. Кластер нельзя создать только сверху – для этого существуют более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне, например особые экономические зоны.
Государство может фактически выступать в качестве «руководящей и направляющей» силы при развитии кластера, может создавать спрос на продукцию и услуги, производимые в кластере или благоприятные условия для повышения качества образовательных услуг, исследовательского блока в кластере и т.д. Во многих странах государство определяет приоритеты для кластеров, а не просто продвигает в «предпринимательские массы» идею эффективности кластеров.
Одновременно государство может выступать как активный инвестор, в первую очередь в социальные, экономические, экологические, инфраструктурно ориентированные проекты, обеспечивающие развитие кластеров. Есть и стандартные форматы государственной поддержки, например те или иные формы налоговых льгот.
Что интересно, кластерная политика является эффективным инструментом и для сильных, высокотехнологичных, развитых регионов, и для слабых регионов, и для традиционных сырьевых, и для высокотехнологичных. Подобная универсальность не является характерной для инструментов поддержки.
При этом вне зависимости от типа государственной поддержки или секторальной ориентации кластер – не панацея от всех проблем. Есть и обратная сторона медали. Кластеры довольно восприимчивы к глобальным кризисам, вне зависимости от того, идёт ли речь о производстве моцареллы или автомобилей. Последний мировой кризис подтвердил этот факт. При этом падение спроса на продукцию кластера может «утянуть на дно» регион.
Есть ли кластеры в России
Ответ однозначный – есть.
При отборе использовались четыре блока критериев:
Узким местом проведённого конкурса можно считать его избыточно инновационную ориентированность. Была осуществлена попытка «перепрыгнуть» через этап промышленных кластеров и сразу уйти в зону инновационных, но необходимо отметить, что уровень конкурсности при ориентации на отбор промышленных кластеров был бы выше, а заявки – качественнее. Вторая проблема – неопределённость с форматом и объёмом поддержки отобранных кластеров – соответствующие предложения только формируются, хотя сам перечень кластеров уже утверждён.
Кластер нельзя создать только сверху –
для этого существуют более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне, например особые экономические зоны.
Что интересно, перечень отобранных Минэкономразвития России кластеров не всегда совпадает с «европейской» версией списка. Правда, включение в этот перечень не добавляет кластерам прямого финансирования – это лишь один из инструментов продвижения кластера, прежде всего за рубежом.
Мировой опыт
Обзор мирового опыта стоит начать с Европы, где эта тема весьма популярна и детально исследована в аналитических и прочих документах.
Одно из наиболее интересных исследований – «Кластерная политика в Европе», проведённое компанией Oxford Research в рамках проекта Europe INNOVA Cluster Mapping Project, финансируемого Европейской комиссией. В рамках исследования были проанализированы кластерные программы и инициативы в 31 европейской стране.
По данным исследования, большинство исследуемых в его рамках кластеров формировались «снизу», однако в силу их очевидного положительного влияния на региональное развитие у властей возникает большое желание «подстегнуть» развитие кластеров специальными мерами, и это общая практика.
Повсеместное развитие в Европе кластерная политика получила не так давно: в половине исследуемых стран начали использовать этот инструмент только после 2000 г.
В большинстве европейских стран кластерная политика на национальном уровне реализуется специальными структурами, созданными при различных министерствах. Причём в среднем число таких структур в каждой стране составляет от одной до трёх. В Финляндии и Германии, входящих в число лидеров по кластерной политике, за её формирование и реализацию отвечают по три министерства. В основном речь идёт о министерствах, отвечающих за вопросы промышленности и торговли, а также о ведомствах
Что касается специализированных государственных или региональных агентств, исследование выявило наличие 75 агентств. Что интересно – наибольшее количество агентств – восемь – зафиксировано в Финляндии, чья политика в сфере развития кластеров получает чрезвычайно высокие оценки.
Национальные программы развития кластеров имеют 26 стран, при этом общее количество программ составляет 69 (по
В Европе существует развитая система институтов, направленных на развитие кластеров, например Кластерная инновационная платформа
ЮНИДО реализует программы «Кластеры» и «Сетевая программа развития». По оценкам ЮНИДО, данные программы рассматриваются как инструменты, содействующие искоренению бедности и развитию конкурентной промышленности.
Методология ЮНИДО основана на следующих этапах:
1. Отбор кластеров.
2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз кластеров.
3. Создание концепции и соответствующей стратегии развития, осуществляемой кластером.
4. Управление и координация действий в соответствии с планом, включая установление горизонтальных и вертикальных сетей.
5. Контроль и оценка качественных и количественных показателей проекта.
Если говорить о неевропейском опыте кластерной политики, то можно посмотреть на опыт Канады. Начиная с 2000 г. на развитие 11 технологических кластеров через Национальный совет по исследованиям Канады (National Research Council Canada) было направлено 554,2 млн долл.
Среди направлений специализации данных кластеров:
– экологически чистое топливо и водородные технологии;
– нанотехнологии;
– устойчивое развитие городской инфраструктуры;
– биотехнологии для сельского хозяйства;
– медицина;
– стекловолоконная оптика;
– изменение свойств алюминия;
– информационные технологии;
– освоение ресурсов Мирового океана.
Если верить оценкам Национального совета по исследованиям, эффекта от развития кластера в среднем следует ожидать через 10–15 лет.
Интересен китайский опыт, где государство играет активную роль в развитии кластеров, использует широкий спектр налоговых и иных льгот. В Китае успешно работает множество промышленных кластеров. Мировой финансовый кризис ударил по традиционным экспортно ориентированным зонам развития, при этом кластеры, ориентированные в большей степени на внутренний рынок, развивались достаточно успешно.
Что же касается кластерной политики, проводимой в Китае, то в соответствии с «Решением о содействии развитию промышленных кластеров» Государственного комитета по развитию и реформе реализуются следующие меры.
1. Совершенствование планирования и координации (государство координирует процесс создания кластеров в различных регионах, чтобы избежать дублирующих инвестиций).
2. Содействие эффективному использованию ресурсов (эффективное и экологичное использование базовых ресурсов – земля, вода и энергия).
3. Поддержка
4. Стимулирование инноваций (применение компаниями новых технологий, развитие кооперации и трансфера технологий между предприятиями и разработчиками/исследовательскими компаниями).
5. Устойчивое развитие (наилучшие доступные технологии и т.д.).
6. Содействие брендированию (для китайских компаний это особенно актуальная задача в условиях, когда работа по изменению восприятия товаров, сделанных в Китае, далека от завершения).
7. Услуги для бизнеса.
Национальные программы развития кластеров имеют 26 стран,
при этом общее количество программ составляет 69 (по
Параллельно в Китае ведётся работа по трансформации традиционных промышленных кластеров в инновационно ориентированные. Прежде всего это касается кластеров в сфере машиностроения, программных продуктов и микросхем, новых материалов, полупроводников и ряда других.
Мировой опыт формирования кластеров разнообразен, и его сложно привести к единому знаменателю, но тем не менее сравнение возможно. В Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума входит показатель, оценивающий уровень развития кластеров в стране. При этом данный показатель включён в расчёт не инновационного показателя, а качества бизнес-среды.
За пятилетний период улучшились оценки развитости кластеров у Бразилии и Италии (которая в последнем индексе заняла второе место, уступив лишь Тайваню). Стабильно высокими остаются показатели Финляндии и Германии. А вот позиции Китая несколько ухудшились, что и могло стать дополнительным поводом для некоторой трансформации подходов к реализации кластерной политики.
У России и Казахстана ухудшились позиции в рейтинге, причём значительно. Темпы формирования российских кластеров явно недостаточны, чтобы воспользоваться всеми преимуществами данного механизма экономического развития. Можно было бы сказать – а как же 25 «пилотных» кластеров, Россию опять недооценивают. Но это пилотные кластеры, а в индексе оценивается масштабность политики в данной сфере. В результате за последние 5 лет оценка России ни разу не была выше средней, в основном она колебалась в интервале 3,0–3,2 балла по семибалльной шкале (где 1 – в стране отсутствуют хорошо развитые кластеры, 7 – они представлены во многих областях).
Есть ли перспектива?
Концепция долгосрочного
За пятилетний период улучшились оценки развитости кластеров Италии,
которая в последнем индексе заняла второе место, уступив лишь Тайваню.
Наиболее проработанными можно считать предложения по развитию отобранных 25 кластеров. Прогнозное значение совокупной выручки по 25 отобранным кластерам в 2016 г. составит 3810,6 млрд руб. в ценах 2011 г. – прирост на 105% по отношению к 2011 г.
Динамика производства на территории пилотных кластеров более чем в 1,8 раза превысит показатель динамики производства промышленной продукции в целом на территории Российской Федерации за указанный период, который, по прогнозным оценкам Минэкономразвития России, составит 58% в текущих ценах.
Одним из основных приоритетов программ развития инновационных территориальных кластеров является создание высокопроизводительных рабочих мест. В целом, по оценкам Минэкономразвития России, по состоянию на 2011 г. общее число рабочих мест на предприятиях и организациях–участниках кластеров с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионах базирования кластера, составило 179 617 единиц. В 2016 г. их количество увеличится до 331 692 единиц, или на 84,7%.
Большинство программ предусматривает реализацию мероприятий по развитию малого предпринимательства и вовлечению предприятий малого бизнеса в кооперационные связи с крупными
В среднем по отобранным кластерам выработка на одного работника по предприятиям
Создание
входит в концепцию долгосрочного
Для достижения данных прогнозных показателей по 25 отобранным кластерам предполагается сосредоточиться на следующих направлениях:
• предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (предполагается выделение из федерального бюджета до 5 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 г., на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации по таким направлениям, как развитие транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации кадров, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок и т.д.);
• поддержка реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм, использование средств институтов развития;
• участие в развитии кластеров госкомпаний (правда, это ещё один тип дополнительной финансовой нагрузки на компании с госучастием).
Но успешное развитие даже 25 пилотных кластеров недостаточно для того, чтобы можно было говорить о прорыве в кластерной политике. Есть направления, которые требуется масштабировать:
– развитие научных парков,
– стимулирование спроса на инновационные товары;
– повышение качества образовательных услуг;
– стимулирование развития международных связей, включая развитие трансграничных кластеров и ряд других.
Кластерная политика не даёт возможность решить все задачи экономического развития, но является неплохим инструментом в умелых руках. ПР
Мария Глухова,
Управляющий директор Управления РСПП
по экономической политике и конкурентоспособности
Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!