Бизнес-дневники
“У России есть хорошие шансы в секторе строительства высокотехнологичных судов ледового класса. По мере развития Северного морского пути – а он, вероятно, станет весьма оживлённой мировой трассой – такие суда превратятся из экзотики в продукцию массовой постройки”
Валентин Пашин,
научный руководитель – директор ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова («Рамблер финансы», 2 августа).
“Сегодня мы стараемся возрождать и развивать лучшие традиции профориентации, подготовки и набора кадров, дополняя их новыми методами и формами работы. И, конечно, поднимать престиж профессии судостроителя, в первую очередь рабочих специальностей”
Александр Бузаков,
гендиректор ОАО «Адмиралтейские верфи» (Из ответов на вопросы «РИА Новости»,
21 сентября).
“Предложения о создании “Народного флота России” направлены сегодня в Правительство РФ. Их суть сводится к созданию на базе Западного и Дальневосточного судостроительных центров новых современных мощностей по строительству яхт, лодок, шлюпок, катамаранов и тримаранов”
Михаил Ненашев ,
председатель Общероссийского Движения поддержки флота (Из ответов на вопросы журналистов, 10 сентября)
Кадры
Нет худа без добра
ООО «Балтийский завод – судостроение», который специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса, крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей, испытывает кадровые проблемы. В 2012–2013 гг. дополнительно нужно набрать 800 сотрудников, и понятно, что сделать это будет нелегко. До конца 2012 г. заводу потребуется 200 новых рабочих, а в 2013 году – ещё 450 рабочих, а также 150 инженеров и служащих. Последний масштабный набор сотрудников завод осуществлял ещё в далеком 1999 г. для строительства фрегатов по заказу ВМС Индии. Наличие кадровой проблемы имеет и положительную сторону. Нужны люди – значит, есть заказы. А это не может не радовать. Действительно, нет худа без добра.
Фотофакт
Они просто строят корабли
ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» в Благовещенске является основным поставщиком малых рыболовных сейнеров рыбакам Дальневосточного региона. Со стапелей завода начинают путь рыболовные сейнеры, средние добывающие суда, вспомогательные суда для ВМФ. Их можно встретить практически во всех дальневосточных портах. По сравнению с судостроительными гигантами предприятие это не очень большое и как бы не на виду. В общероссийские сводки новостей благовещенские судостроители попадают нечасто. И таких предприятий в отрасли немало. Люди там просто делают своё дело – строят корабли. Пусть небольшие, но такие нужные…
Статистика
Печь, как блины
Завод «Нижегородский Теплоход» (г. Бор, Нижний Новгород) 12 сентября сдал на 4 месяца раньше срока первый для ФГУП «Росморпорт» мелкосидящий ледокольный буксир «Добрыня». Это хорошо. Тем более что в речных портах потребность в новых буксирах чрезвычайно высока из-за крайней изношенности ныне эксплуатируемых. Существующий флот речных буксиров и толкачей продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 г. количество таких судов с классом Российского речного регистра возрастом до 10 лет составляло всего 55 единиц, от 20 до 30 лет – 2517 судов, а «старичков», которым уже за 30 лет, – 3119 судов (!!!). Удручающая статистика. Вот и получается, что для того, чтобы положение не стало совсем уж катастрофическим, нашим судостроителям нужно строить суда, подобные «Добрыне», со скоростью выпекания блинов.
Проблема
Сдвиг по срокам
Президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков на встрече с вице-премьером Дмитрием Рогозиным отчитался по ситуации с авианосцем «Викрамадитья». Испытания авианосца в Белом и Баренцевом морях выявили новые неполадки. Ещё ряд механизмов вышли из строя, в том числе поставленные странами НАТО. Дьячков отметил, что ремонт авианесущего крейсера «Викрамадитья» планируется завершить к маю 2013 г. «По нашим расчётам, ориентировочный срок проведения ремонтных работ составит от 5 до 7 месяцев», – сказал Дьячков. Глава ОСК сказал, что подготовлен ряд предложений для индийской стороны, «которые позволят компенсировать сдвиг сдачи корабля на 9 месяцев». Уточнения, какие именно это предложения, не последовали.
Как-то не заладилось у нас с этим судном. Может, название у него слишком труднопроизносимое?
Конфликт
Среди ясного неба?
Судебные приставы арестовали денежные средства, выделенные государством Хабаровскому судостроительному заводу (ХСЗ) в рамках федеральной целевой программы на модернизацию предприятия и выполнение гособоронзаказа на текущий год. Как пояснил генеральный директор ХСЗ Геннадий Кошкарёв, задолженность завода в размере 36,9 млн руб. возникла по договорам аренды земельного участка, где расположено предприятие. Основным кредитором ХСЗ является территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю, по инициативе которого и были арестованы финансы завода. Это событие – как гром среди ясного неба. Во всяком случае, вопрос о неустойчивом финансовом состоянии ХСЗ не поднимался на встрече в начале августа президента Объединённой судостроительной корпорации Андрея Дьячкова с губернатором региона Вячеславом Шпортом. «Возникает впечатление, что нет достаточного взаимодействия между заводом и правительством края. В итоге предприятие может развалиться, а средства, выделенные по федеральной целевой программе, будут потеряны», – предупредил замминистра по развитию Дальнего Востока Валентин Оноприенко. Из-за действий приставов под угрозой срыва оказалось выполнение и гражданских заказов ХСЗ. Конечно, долги платить надо. Но и гособоронзаказ – дело святое. Опять кто-то будет «разруливать» ситуацию «вручную»?
Планы
Маловато будет!
Минпромторговли России подготовило проект государственной программы развития российского судостроения, которая потребует инвестиций в 1,3 трлн руб. В настоящее время госпрограмма рассматривается Минэкономразвития и Минфином России. Средства будут направлены на подготовку кадров, техническое перевооружение верфей и повышение производительности труда в отрасли. Военное судостроение должно получить больше денег, чем гражданское. Правда, следует отметить, что окончательные источники финансирования ещё обсуждаются. Чем завершится это обсуждение, сказать, наверное, никто не возьмётся.В гражданском судостроении основной упор сделан на арктические и шельфовые проекты. Потребность России в ледоколах до 2020 г. чиновники оценивают в 26 судов, в танкерах – в 230, а в газовозах – около 40 единиц. Ещё в конце февраля сообщалось, что, согласно подсчётам Минпромторга и Объединённой судостроительной корпорации, до 2020 г. в России будет построено 1352 судна. Из них заказы на 1,1 трлн руб. достанутся ОСК, а частным верфям – меньше чем на 100 млрд руб. Последнее – обидно. Маловато будет. Однозначно.