голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Декабрь 2012 / Бизнес и общество

Александр Рудик: «Образовательную среду необходимо менять!»

Обсуждать и критиковать российскую систему образования готовы почти все. Любые инициативы соответствующего министерства активно обсуждаются в обществе и при этом практически никогда не оцениваются положительно. Но критиковать легко. Гораздо труднее попробовать самим поучаствовать в реформировании этой несовершенной системы. Кто сказал, что это исключительно государственная прерогатива? Учредители НКО «Доверительный образовательный фонд» как раз и решили, что важнее не критиковать, а участвовать. Наш собеседник – председатель совета Фонда Александр РУДИК.

– Согласитесь, всевозможных фондов сейчас в стране немало. Почему вы решили сосредоточиться именно на проблемах образования, а не на помощи больным детям, ветеранам или, например, поддержке молодых художников, поэтов?

– Можно было бы сказать, что это воля случая, но ничего случайного в жизни не бывает. Впервые с проблемами нашего образования я столкнулся, когда мой старший сын учился в гимназии. Очень, кстати, хорошая гимназия, которой руководит болеющий за своё дело человек, прекрасный педагог. Но и проблем там оказалось немало. Как и в любом нашем образовательном учреждении. Причём проблем общих, которые являются следствием недостатков нашей системы образования в целом.

В итоге мне захотелось принять участие в решении данных проблем. Помочь конкретному человеку очень просто. Помог – есть результат. А то, что мы пытаемся делать, – это попытка привнести системные положительные изменения, что, согласитесь, гораздо сложнее. Потому что результаты этой работы ты можешь увидеть не сразу.

Мы же не зря в «Миссии Фонда» говорим о формировании новой среды. Сформировать среду и помочь конкретному человеку – две совершенно разные вещи.

Так что проблемы нашего образования заинтересовали меня потому, что мои дети учились, и учатся, и ещё будут учиться…

– Сколько у вас детей?

– Пятеро. Старший – студент четвёртого курса. А вот младшему ещё до школы расти и расти.

– Тогда это многое объясняет.

– Естественно. Изначально всё завязано на личном интересе. Большая удача, когда личные интересы совпадают с общественными. Образование и у нас, и во всём мире – это ведь достаточно инертная вещь. Изменения, особенно глубокие, происходят очень тяжело. Как-то радикально изменить ситуацию можно только совместными усилиями Минобрнауки России и общественности – фондов, подобных нашему, частных лиц…

– Вернёмся к системе образования, в изменении, реформировании которой вы стремитесь принять участие. В чём, на ваш взгляд, её основные недостатки?

– У нас всегда считалось, что советская система образования – самая лучшая в мире. Она, наверное, действительно была неплохой, работала достаточно эффективно. Но с советских времён она на системном уровне почти не изменилась. А вот мир – изменился. Он совершенно другой – по скоростям, по информационной насыщенности, по общим угрозам и возможностям – в первую очередь для детей.

Именно поэтому наша система образования, на мой взгляд, уже не отвечает современным вызовам.

Весь мир сейчас переходит к новой форме обучения: он даёт не знания, он даёт навыки – как и где эти знания получать. И как их использовать в дальнейшем. Это, с моей точки зрения, правильно.

Сейчас очень быстро устаревают многие знания, которые дети получают в школе. Когда они доходят до выпускного класса, многое из той информации, которую они получили в 3, 4 классах, становится неактуальным.

Поэтому направленность на банальную «загрузку» в голову ребёнка массы всевозможных фактов, цифр, формул очень часто малополезна. Ребёнок выходит после школы с «багажом знаний», которые в массе своей ему в жизни не пригодятся. Для жизни нужно другое – навыки. Как в мире ориентироваться, где взять информацию, как общаться с окружающими тебя людьми. Информация, знания в чистом виде важны для тех, кто настроен на научную деятельность. Но таких немного.

– А каково отношение к вашей деятельности, к Фонду со стороны Министерства образования и науки РФ? Они знают о вас?

– Знают. Отношение пока, я бы сказал, нейтрально-положительное. Но надо понимать, что мы сейчас только в начале пути. Фонд, как говорится, «широко известен в узких кругах». Он существует достаточно давно, но активно мы начали им заниматься, по сути, только в этом году. Сейчас мы нарабатываем базу, начали делать первые публичные шаги.

Но кулуарное общение с Минобразования в принципе показывает, что мы на правильном пути, потому что отторжения наших системных предложений нет. Позиция руководителей министерства такая: «Вещи, о которых вы говорите, разумные, но как это реализовать на практике?»

– То есть с конкретными предложениями вы уже выступаете?

– Да. Мы начали с программы Международного бакалавриата. Почему именно с него:

  •  по консенсусному мнению (педагоги/родители/чиновники), это одна из немногих эффективных и адаптивных международных программ, по которым учится весь мир;
  •  она по подходам к образованию соответствует современным вызовам/требованиям и этим существенно отличается от действующей у нас (хотя, надо заметить, принятые образовательные стандарты очень близки к этой программе);
  •  ведущие университеты мира диплом IB признают в качестве документа о среднем образовании.

Что мы хотим сделать в этом направлении:

Первое – мы хотим способствовать продвижению и более широкому внедрению этой программы в России. Чтобы дать нашим детям возможность получить качественное международно признанное образование.

Второе – мы планируем больше адаптировать эту программу для России, включая перевод методологической и учебной литературы. Сейчас по программе Международного бакалавриата дети учатся на английском языке, по зарубежным учебникам.

Третье – мы ставим перед собой задачу добиться признания диплома Международного бакалавриата российскими высшими учебными заведениями. И здесь есть очень важный момент. Если Международный бакалавриат получит в России определённую популярность, но при этом не будет признан официально, то получится, что мы, по сути, будем способствовать «утечке мозгов» из страны. Потому что сегодня с дипломом Международного бакалавриата один путь – в зарубежный университет. Получив диплом IB, человек может этот диплом отправить в Оксфорд, в другие университеты. Без дополнительных вступительных экзаменов он может, по сути, пройдя собеседование, поступить в зарубежный вуз. А в российский – не может. Конечно, сейчас в школах, реализующих программы IB, ученики параллельно сдают и ЕГЭ, и экзамены IB, но это очень сложно.

Для всего этого нужно добиться внесения изменений в соответствующие нормативные акты…

– Легко сказать…

– И сделать можно. Хотя непросто, конечно. Мы общались в Министерстве образования и науки – принципиально они не возражают против этого. Но как это сделать, сохранив значение ЕГЭ, – пока не очень понятно. Однако такая же проблема стояла перед многими из 140 стран, признающих дипломы IB. В Испании, например, признание IB заняло 35 лет. Надо найти союзников.

– Международный бакалавриат – одно направление. Над чем работает фонд помимо этого?

– Поиск и внедрение в практику передовых методик образования – как зарубежных, так и отечественных. В принципе сейчас в России, причём не только в столице, крупных городах, немало талантливых директоров школ, педагогов, которые обучают детей по своим методикам. Причём практикой уже доказана их эффективность. Они одобрены местными департаментами образования. Вполне логично было бы распространить этот опыт, масштабировать его.

Это невозможно без создания так называемых ресурсных центров. Мало иметь учебники, какие-то методические пособия, ещё что-то. Необходимо познакомить педагогов с новыми методиками. Поэтому актуальна задача создания ресурсных центров – по сути, центров переподготовки (как они раньше назывались). Мы хотим запустить программу поддержки создания таких ресурсных центров по всей стране. По крайней мере, в основных регионах.

– В принципе получается, что вы делаете работу за государство…

– Мы делаем ту работу, которую считаем важной. Наверное, существуют какие-то субъективные и объективные причины, по которым госорганы этим активно не занимаются. Я это прекрасно понимаю, потому хотя бы, что и сам был на государственной службе.

Мы ни в коей мере не собираемся противопоставлять себя государственным образовательным структурам. Более того. Мы надеемся на помощь государства.

Например, открыть ресурсные центры или школу, работающую по новой методике, без помощи государства мы не сможем. Наша задача – заинтересовать на местах и государственные органы образования, и общественность, и бизнес. Без такого партнёрства ничего не получится.

– Понятно, что интересные образовательные методики в стране есть. Но как конкретно вы их будете искать, оценивать, отбирать?

– У нас пока нет чётко выстроенной схемы поиска. В настоящее время мы завершаем формирование Экспертного совета Фонда, куда войдут люди и уважаемые, и компетентные в вопросах образования. Они обладают необходимой информацией. Кроме того, планируем проводить конкурсы, активно участвовать в форумах, выставках – то есть собирать информацию.

Уже в ближайшее время мы планируем провести конкурс учителей, победители которого получат гранты. Мы пытаемся найти и поддержать «островки» профессиональной активности, людей, на которых мы впоследствии сможем опираться в своей работе. Тех, кто болеет за дело и относится к своей работе творчески. Именно они способны со временем изменить нашу образовательную среду.

– Задачи поставлены достаточно масштабные. Понятно, что фонду нужны сильные партнёры…

– У нас их уже достаточно много. Наверное, нужно особо отметить компанию «ЮСТ», которая взяла на себя всё юридическое обеспечение нашей деятельности. Ещё один сильный партнёр – компания Strategy Partners (дочерняя компания Сбербанка), которая помогает нам решать вопросы, связанные со стратегическим консалтингом.

Я уверен, что число наших партнёров и единомышленников будет расти. Причём я имею в виду не только бизнес, но и общественные организации, государственные структуры, просто людей неравнодушных. Тех, кто видит и понимает проблемы нашего образования, хочет принять участие в их решении. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль