голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Декабрь 2012 / Главная тема

Николай Панков: «Через 5–10 лет экономика России будет прирастать сельским хозяйством»

«Через 5–10 лет экономика России будет прирастать сельским хозяйством»

Николай Панков, председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, рассказал о принятии важных законов для сельхозпроизводителей, направленных на поддержку сельского хозяйства в условиях ВТО, и мерах, предусмотренных Госпрограммой развития сельского хозяйства на последующие годы.

– Николай Васильевич, вступление в ВТО не уменьшило актуальности этой темы для обсуждения, так же как и вопросов по дальнейшему развитию сельского хозяйства в новых условиях. Редакция журнала признательна вам за отклик на нашу просьбу об интервью по этой теме.

– Члены Комитета встречались с отраслевыми союзами, ассоциациями, было много дискуссий о присоединении России к ВТО: мнения были прямо противоположные – целесообразно или нет вступать в неё. Все страхи, которыми нас пугали при вступлении в ВТО, не сбылись. Мы уже не первый месяц находимся во Всемирной торговой организации, и ничего катастрофического не произошло.

Полностью поддерживаю выступление Владимира Владимировича Путина, в котором он сказал, что Россия должна использовать инструмент ВТО для поддержания наших аграриев, увеличения производительности труда, привлечения новых технологий. В этом главную роль, считаю, должно играть государство: без его поддержки нашему сельскому хозяйству будет очень сложно. Уверен, что через 5–10 лет экономика России будет прирастать сельским хозяйством, продукцией сельскохозяйственного назначения. Для этого у России есть все основания и возможности.

И это прежде всего люди, традиционно проживающие на селе и работающие в сельском хозяйстве, – они составляют треть жителей Российской Федерации. Главная задача наших аграриев – обеспечить продовольственную безопасность страны, и они справляются с ней.

Сегодня мы видим совместную работу депутатов Государственной Думы, Комитета по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства по тем направлениям, которые озвучил Президент РФ.

– В связи с этим какие законы, важные для сельхозпроизводителей, недавно приняла Госдума?

– В весеннюю сессию при рассмотрении пакета законопроектов, направленных на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости наших сельхозпроизводителей, были приняты существенные изменения по увеличению налоговых льгот для них. 2 октября этого года Президент РФ подписал Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Мы уже не первый месяц находимся во Всемирной торговой организации, и ничего катастрофического не произошло.

О чём идёт речь? Прежде всего в этом году закончилась нулевая ставка налога на прибыль сельхозпроизводителей. Депутаты фракции «Единая Россия» выступили с инициативой установить ставку налога на прибыль в размере 0%, получаемую от реализации произведённой и переработанной собственной сельхозпродукции, причём уже без определения сроков. Эта инициатива была принята.

Также устанавливается пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% на ввоз по импорту племенного скота, семени и эмбрионов этих животных, племенного яйца.

Кроме того, закон отменяет налог на субсидии, которые государство выделяет для кредита крестьянским (фермерским) хозяйствам и тут же облагает их налогом. Эта мера касается также и грантов, которые получают крестьяне на создание и развитие фермерского хозяйства.

Понимая, что сегодня необходимо развивать кооперацию, мы приняли законопроект, который позволит сохранить все действующие для неё льготы. Закон продлил до 2018 года особые условия, по которым в системе потребкооперации к малым предприятиям относятся организации с численностью работников свыше 100 человек. Это позволит не дробить исторически сложившуюся структуру потребительских обществ и не приведёт к потере кооперативной собственности.

При всей сложности экономической ситуации финансирование АПК не будет урезаться.

Отмечу, что принятие этих мер позволит сэкономить нашим селянам от 14 до 18 млрд рублей в год. Эти деньги останутся у них и пойдут на развитие того или иного сельхозпредприятия.

Но приоритетом было и остаётся развитие социальной инфраструктуры села. И сегодня депутатский корпус работает над вопросом увеличения финансирования программы социального развития села, которая помогает в решении таких социальных вопросов, как строительство дорог, жилья, объектов образования, здравоохранения, детских садов. Думаю, мы оказали существенную поддержку наших работникам агропромышленного комплекса благодаря принятым решениям.

– А что предусмотрено Госпрограммой развития сельского хозяйства на последующие годы? Планируются ли в ней новые направления и новые подходы поддержки АПК?

– Госпрограмма развития сельского хозяйства, рассчитанная на срок с 2013 по 2020 год, также направлена на поддержку отечественных сельхозпроизводителей. При всей сложности экономической ситуации финансирование АПК не будет урезаться. Минсельхоз России выстраивает сейчас новые отношения с регионами с целью стимулировать их ответственность за расходование бюджетных средств. Произойдёт постепенный переход от прямого субсидирования отрасли к поддержке доходности сельхозпредприятий. Например, стимулом для хозяйств будут субсидии на один литр реализованного (товарного) молока или гектар обрабатываемой пашни.

В Госпрограмме большое внимание уделено развитию животноводства, в том числе и мясного. Напомню, что сегодня на 98% мы обеспечены отечественным мясом птицы, около 70% – свининой. Но всего лишь на 30% – мясом крупного рогатого скота. Это одна из основных проблем. Но выделение финансирования в государственной программе на это направление, думаю, позволит и здесь сделать шаги вперёд, чтобы увеличить насыщение рынка отечественной говядиной. Так, на подпрограмму «Развитие мясного скотоводства» в бюджете на 2013 год будет выделено 6,8 млрд рублей.

В последние годы мы столкнулись со вспышками завезённых заболеваний животных, например африканской чумой.

Мы помним тот период, когда и своей птицы у нас почти не было. Но от «окорочков Буша» само население отказалось. Был спрос на нашу российскую курицу. Государство стимулировало финансирование производства мяса птицы и яйца, что привело к тем показателям, о которых уже упоминалось выше.

Что положительного заметно в агропромышленном комплексе, на мой взгляд? Сегодня в сельское хозяйство приходит инвестор, который не говорит, как раньше: «Бросим зерно, как-никак оно всё равно вырастет. Соберём зерно – мне хватит купить новую машину, построить новый дом, покрыть расходы и на следующий год опять бросить зерно». Сегодня инвестор понимает, что этот сегмент рынка не занят и, входя с инвестициями, применяет другой подход. Он говорит: «Мне нет смысла бросать просто зерно и получать 3–5 центнеров с гектара. Мне нужно хорошо обрабатывать землю, соблюдая весь севооборот, применяя минеральные удобрения, новые семена, новые технологии, чтобы я действительно мог вырастить хороший урожай и сделать себе хорошую прибавку». Конечно, нужно приветствовать, что такого рода инвестор приходит сегодня в агропромышленный комплекс.

– Госпрограмма развития сельского хозяйства действует уже не первый год. Каковы её результаты за 2011 год?

– Да, программа действует с 2008 года: но среди последних лет только 2011 год был наиболее продуктивным в агропромышленном комплексе. Именно в 2011 году мы обеспечили полную потребность в основных видах продовольствия: зерне, мясе, молокопродуктах. И впервые за долгие годы не только обеспечили себя своим сахаром, но и 2,5 тысячи тонн вывезли на экспорт. Около 24 млн тонн вывезли зерна на экспорт. Правда, мы не полностью выполнили показатели государственной программы: около 6% по говядине, около 3% – по свинине. Но в целом в агропромышленном комплексе России видна положительная динамика.

Сложность работы в агропромышленном комплексе заключается не только в производстве и трудоёмкости тех или иных видов работ, но и в том, что сельское хозяйство подвержено рискам, связанным с погодными и природно-климатическими условиями. Так, в 2012 году 20 субъектов объявили о засухе, которая в той или иной мере коснулась этих регионов, хотя она была меньше, чем в 2010 году. У нас погибло около 6 млн гектар пашни, что составляет 7,9% от общей посевной площади.

В этом году будет выделено около 6 млрд рублей на компенсацию потерь от засухи тем сельхозпредприятиям, которые пострадали от неё. Мы видим, что государство не отказывается от поддержки людей, проживающих и работающих на селе.

– Будет ли поддержка АПК дифференцированной, ведь регионы имеют разные климатические условия?

– С принятием Государственной программы по развитию сельского хозяйства в 2013–2020 годах должен смениться подход оказания помощи государством нашим сельхозпредприятиям. Действительно, сегодня огромная площадь России, находящейся в разных климатических условиях, создаёт неравные возможности для разных территорий.

Россия сможет при необходимости

ввести государственную монополию на алкоголь

В Краснодарском крае или Ростовской области – одна ситуация, в засушливых или заболоченных землях – иная. В сложных условиях Кавказа или Севера тоже неодинаковые условия. Поэтому мы считаем, что государственная поддержка для разных зон земледелия и развития в целом сельского хозяйства должна быть дифференцированной. Одним регионам государство выделит, условно, 1 рубль на гектар, другим – 1,3 рубля.

Министерство сельского хозяйства внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”». Данный законопроект как раз и предусматривает новое направление государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий – поддержку сельхозпроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.

Я думаю, он будет принят в этом году в осеннюю сессию. Его принятие необходимо в связи с приведением законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО, которые являются обязательными для всех стран–членов ВТО.

– Какие ещё законы планирует до конца сессии принять Государственная Дума?

– Планируем во втором чтении рассмотреть законопроект «О карантине растений». Он направлен на гармонизацию законодательства РФ в области карантина растений с нормами международного права.

Законопроект предусматривает карантинный фитосанитарный контроль при ввозе на территорию России подкарантинной продукции с учётом уровня доверия к системе сертификации страны-экспортёра. Мы полагаем, что функции контроля должны остаться у государства на его границах, на ввозе и вывозе продукции растениеводства. Аналогичные меры в части усиления государственного контроля в отрасли животноводства предполагается ввести законом «О ветеринарии», работа над которым завершается.

Мы столкнулись в последние годы со вспышкой завезённых заболеваний животных, например африканской чумой. Целыми территориями и субъектами мы боролись против заболевания, вырезая и сжигая свинокомплексы полностью. Есть и другое явление: когда ветврач фиксирует заболевание животного, руководитель частного хозяйства ему говорит: «Ты эту проблему не выноси на районный и областной уровень, мы попробуем сами локализовать её». Часто самому локализовать очаг заражения не удаётся: эта вспышка распространяется уже не только на это сельхозпредприятие, но на районы и субъекты.

Также в работе находится доработка законопроекта «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”».

Одной из проблем мы видим (и эту проблему поднимаем) перевооружение сельхозпредприятий современной техникой и новыми технологиями. А это большие инвестиции. Здесь требуется, на мой взгляд, государственная программа по поддержке данного направления.

Сегодня депутаты такое предложение вносят, чтобы не только на региональном уровне поддерживалось приобретение новой техники.

– А что делается в сфере страхования?

– Недавно Министр сельского хозяйства России Николай Фёдоров как раз докладывал в Правительстве РФ о ходе программы по страхованию посевов. Она действительно актуальна, и за ней будущее. На мой взгляд, было принято правильное решение, как и во всём мире, использовать страхование посевов – компенсацию за счёт страховых компаний. С целью стимулирования страхования надо, очевидно, пересмотреть поддержку от государства и оставлять её только тем предприятиям, которые проводят страхование.

В сегодняшнем законе софинансирование распределено следующим образом: сельхозпредприятие платит часть финансирования, часть платит областной бюджет и часть платит федеральный бюджет. Таким образом, мы также стимулируем сельхозпредприятия участвовать в страховании своих посевов.

В регионах очень слабо шла разъяснительная работа: мало говорилось о том, на каких условиях мы вступаем и как это членство в ВТО отразится на сельском хозяйстве.

Но надо предусмотреть, чтобы и страховые компании были ответственны за то, что их страхуют. Важно создавать цивилизованный рынок страхования, навести порядок для исключения нежелания страховщиков оплачивать страховые случаи, имеющие место в отдельных регионах.

Когда участвует уже государство в финансировании страхования, конечно, оно более жёстко может спросить со страховых компаний возмещение того или иного ущерба или с наступлением страхового случая. Мне кажется, это очень хорошее решение, и к этому нужно идти, чтобы как можно больший процент страхования у нас участвовал.

На заседании Правительства РФ привели в пример Саратовскую область – это один из регионов, где общий удельный вес застрахованных посевных площадей области составил 21%.

– Вы упомянули Саратовскую область, от которой вы избирались. Как в ней аграрии откликались на вступление в ВТО?

– Отмечу, что очень слабо в регионах шла разъяснительная работа: мало говорилось о том, на каких условиях мы вступаем и как это членство в ВТО отразится на сельском хозяйстве. Возможно, здесь есть недоработки и депутатского корпуса. Поэтому зачастую аграрии пользовались слухами пессимистов, которые говорили: «Нас задушат, не будет нашего АПК».

Но нужно исходить из другого факта: в ВТО 156 страны-участницы. Приведите хоть две-три страны, которые вышли из неё, – никто же не вышел! Нужно просто всё взвешивать и использовать этот международный инструмент для российского сельского хозяйства. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль