голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Декабрь 2012 / Главная тема

Максим Медведков: «ВТО сделало Россию полноправным игроком»

Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, возглавляющий много лет переговорный процесс вступления России в ВТО,
Максим МЕДВЕДКОВ ответил на вопросы «Промышленника России» по первым результатам присоединения нашей страны к этой организации и по предстоящей в ближайшие годы работе наших предприятий и отраслей для их окончательной адаптации в новых условиях.

«ВТО сделало Россию полноправным игроком»

– Максим Юрьевич, какие можно назвать первые результаты от вступления в ВТО?

– После нашего присоединения к ВТО прошло несколько месяцев. Серьёзных отрицательных моментов в виде, например, резкого роста импорта мы пока не наблюдаем. Был принят План действий Правительства РФ, направленных на адаптацию отраслей экономики к условиям членства в ВТО. Работа по реализации этого Плана велась с января 2012 года. Это касалось программ субсидирования, льгот для различных отраслей промышленности, предоставления преференций российским товарам, закупаемым в рамках госзаказа, и других разрешённых ВТО форм поддержки национальных производителей.

Параллельно мы ведём активный диалог с представителями деловых кругов, вместе мониторим ситуацию, чтобы оперативно реагировать на новые вызовы.

– Какая работа предстоит в ближайшие годы?

– Несмотря на длительный, более 18 лет, переговорный процесс о присоединении к ВТО, мы не имели возможности изучить её деятельность что называется «изнутри». Это нормально. Несмотря на то, что одним из столпов правил ВТО является «прозрачность», сама организация скорее походит на закрытый клуб, нежели на общественный форум. Всем без исключения странам, присоединившимся к ВТО, потребовался период в несколько лет, чтобы «освоиться» в организации. Аналогичная задача стоит сейчас и перед Россией. Для её выполнения нам надо решить несколько основных задач.

Определить стратегию наших интересов в ВТО, причём делать это должно не правительство само по себе, но и бизнес, т.к. в конечном счёте от участия в ВТО значительные преимущества получит именно бизнес, а не государство. Ещё до завершения оформления нашего членства в ВТО мы начали работу по подготовке такой стратегии с участием РСПП.

ВТО скорее походит на закрытый клуб, нежели на общественный форум.

Второй важный вопрос – подготовка кадров. Сейчас у нас в стране крайне мало специалистов по ВТО. А они нужны как в государственных органах, для того чтобы их решения не нарушали наших обязательств в ВТО, так и в народном хозяйстве, для того чтобы предприятия могли корректно и эффективно формулировать свои интересы на внешних рынках. В настоящее время нами проводится активная работа как в формате семинаров, направленных на повышение общей информированности экспертов и руководителей, так и в формате организации полноценных образовательных программ на базе ведущих экономических вузов страны.

– Нужна ли отдельная структура, которая работала бы уже на долгосрочную перспективу, выполняя мониторинг последствий вступления в ВТО?

– До момента присоединения функции по координации деятельности в сфере ВТО лежала на Минэкономразвития России. После присоединения задача мониторинга последствий стоит несколько шире. Учитывая то, что дисциплины ВТО так или иначе охватывают функции большинства органов исполнительной власти, в такой работе должны быть задействованы все заинтересованные министерства и ведомства. Мы сейчас выстраиваем механизм взаимодействия органов власти по вопросам ВТО. Очевидно, центральную роль в таком взаимодействии будет продолжать играть Минэкономразвития России.

– Сохраняются ли какие-то вопросы неурегулированными?

– Те вопросы, которые обсуждались в ходе присоединения к ВТО, урегулированы и отражены в соответствующих российских обязательствах. Теперь в нашей повестке появились вопросы, которые мы рассматриваем уже в совершенно новом качестве. Присоединение к ВТО сделало Россию полноправным игроком на международной торговой площадке, который, играя по установленным правилам, может требовать соблюдения соответствующих правил от других игроков. Для дальнейшей работы и участия в переговорных процессах в рамках ВТО мы разделили на группы вопросы и проблемы, имеющие принципиально разную природу и, соответственно, пути решения.

Приведу примеры по трём основным группам таких вопросов.

Первую группу составляют вопросы, требующие урегулирования в рамках выполнения тех обязательств, которые Россия оговорила при своём присоединении к ВТО. Подавляющее большинство таких вопросов нашло своё решение в течение длительного периода постепенного встраивания законодательных норм, соответствующих правилам ВТО, и внедрения соответствующих практик в различные сферы государственного регулирования сначала Российской Федерации, а позднее и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Сейчас продолжается «тонкая настройка» законодательных норм, а также процесс внедрения, применения на практике российских обязательств. Кроме того, у нас есть некоторые обязательства, которые начнут реализовываться через переходный период. Внесение необходимых изменений в законодательство будет осуществляться позднее – в соответствии со сроками, определёнными в наших обязательствах.

Например, Россия взяла на себя обязательство в течение 1,5 лет после присоединения к ВТО разработать национальный стандарт на говядину премиального сегмента, который позволит предоставлять установленный режим ввоза высококачественного мяса, потребляемого ресторанным бизнесом. Эту работу сейчас ведёт специально созданная рабочая группа, включающая представителей заинтересованных федеральных органов. Результаты этой работы в виде национального стандарта должны быть инкорпорированы в наше законодательство через 1,5 года после присоединения к ВТО.

Мы сейчас выстраиваем механизм взаимодействия органов власти по вопросам ВТО. Очевидно, центральную роль в таком взаимодействии будет продолжать играть Минэкономразвития России

Вторая группа вопросов относится к отстаиванию прав и интересов российских производителей по вопросам доступа на внешние рынки других членов ВТО. В отношении наших товаров и услуг применяются меры, которые мы можем оспорить в рамках ВТО. На наш взгляд, не соответствующие ВТО ограничения применяет, например, наш крупнейший торговый партнёр – ЕС. Естественно, мы будем использовать инструментарий ВТО для устранения ограничений и создания благоприятных условий экспорта для наших производителей товаров и услуг.

Третья группа вопросов – участие России в переговорных процессах на площадке ВТО. Например, в рамках ВТО ведутся переговоры по улучшению доступа на рынок товаров. Так, активные переговоры сейчас идут по расширению товарного охвата Соглашения ВТО по торговле товарами информационных технологий. Результатом этих переговоров станет расширение номенклатуры товаров, по которым не будут применяться импортные пошлины. Или, например, вырабатываются договорённости по предоставлению более благоприятного режима торговли для экологических товаров. России эти вопросы уже знакомы – их обсуждение проходит на площадке АТЭС. В ходе таких переговоров будем добиваться более выгодных для наших экспортёров условий доступа на рынки наших ключевых торговых партнёров. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль