голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Декабрь 2012 / Мониторинг

Инвестиционная привлекательность: прыжок на 100 позиций

Согласно указу Владимира Путина в рейтинге Doing Business Всемирного банка к 2018 г. Россия должна подняться ровно на 100 позиций – с 120−го на 20−е место.
Тому, как добиться такого амбициозного результата всего за 6 лет, был посвящён круглый стол «Повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создание благоприятных условий для развития бизнеса», который прошёл
в НИУ ВШЭ при поддержке РСПП.

Впервые в российской новейшей истории индикаторы развития экономики в официальном документе были прямо привязаны к рейтингу Всемирного банка. Такой новаторский подход требует и новых методов работы, в частности основной задачей становятся создание благоприятной инвестиционной среды и поиск новых специалистов. «Тема создания благоприятного инвестиционного климата в России – одна из ключевых тем для национальных лидеров, правительства и губернаторов», – отметил Александр ШОХИН, профессор, заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, президент НИУ ВШЭ, Президент РСПП, открывая круглый стол. По его словам, чтобы выйти на требуемые показатели в рейтинге, нужны дополнительные энергичные усилия. «Конечно, дело не в рейтингах как таковых, а в реальном деловом климате страны, привлекательном как для иностранных, так и для отечественных инвесторов», – подчеркнул глава РСПП. За счёт благоприятной деловой среды и улучшения инвестиционного климата можно обеспечить экономический рост в стране, что, в свою очередь, позволит решить серьёзные социальные задачи и провести политические реформы.

Работа с регионами

В настоящий момент в разных регионах по-разному выстраивается работа с бизнесом и инвесторами. В одних регионах наблюдается высокая экономическая динамика, которая стимулирует рост инвестиций. В свою очередь, в других регионах даже при сопоставимых климатических, географических и транспортных условиях наблюдаются гораздо более скромные результаты по привлечению инвесторов. По мнению участников круглого стола, чтобы ситуация изменилась, необходимо убедить частный бизнес вкладываться в новые регионы. «Нужно сказать, что у каких-то территорий это получилось: у Татарстана, Калуги, в последнее время в лидеры по привлечению инвестиций вырвалась Ульяновская область, в Санкт-Петербурге серьёзный успех был обеспечен открытием ряда автомобильных производств. Эти примеры говорят нам, что если взяться за дело по-настоящему и перейти от деклараций к конкретным поступкам, шагам, то результат может радовать нас», – заявил Андрей ВОРОБЬЁВ, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, член президиума Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель Председателя Госдумы РФ, а сейчас и.о. губернатора Московской области.

Качество законов должно обеспечивать устойчивость системы и гарантировать защиту частной и интеллектуальной собственности.

(Андрей Воробьёв,
профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса
и власти, член президиума Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель Председателя Госдумы РФ, а сейчас и.о. губернатора Московской области)

По его мнению, многое зависит от качества муниципальной, региональной и федеральной власти, её готовности строить необходимую инфраструктуру, а также разрабатывать законопроекты, которые бы облегчили жизнь малому и среднему бизнесу. В первую очередь это касается простоты подключения к коммуникациям: газу, электроэнергии и воде, а также улучшения транспортной доступности за счёт прокладки железных дорог и новых автомагистралей. Качество законов должно обеспечивать устойчивость системы и гарантировать защиту частной и интеллектуальной собственности.

Однако рост инвестиционной привлекательности регионов также невозможен без развития новых технологий, которые готовы принести потенциальные инвесторы. «Экономика любой страны растёт за счёт тех стратегических инвесторов, которые приносят не только деньги, но и навыки, технологии. Деньги – далеко не всё. Нужно ещё понять, кто та компания, которая возьмёт на себя ответственность и доведёт дело до ума», – считает Игорь ВДОВИН, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ). По его словам, финансовые инвесторы, работающие не первый год в России, отмечают низкий уровень корпоративного управления и стандартов финансовой отчётности, жалуются на проблемы с раскрытием информации.

Деньги – далеко не всё. Нужно ещё понять, кто та компания, которая возьмёт на себя ответственность и доведёт дело до ума.

(Игорь ВДОВИН,
профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ), член Правления РСПП)

Изменить положение дел может только новая команда профессионалов, тесно связанная с правительством страны, но не зависимая от органов власти. В частности, в регионах, где привлечением новых инвесторов занимаются внутренние структуры местной власти, успехи невелики, а там, где эта ответственность возложена на сторонних специалистов, ситуация лучше. В качестве примера Игорь Вдовин привёл Ростовскую область, которая за 6 лет сумела привлечь 7 млрд долл. прямых инвестиций. Поисками инвесторов в этом регионе занимается команда всего из 22 человек, но каждый потраченный на их содержание рубль приносит сейчас 210 бюджетных рублей налогов. В итоге эти специалисты крайне эффективно привлекают ежегодно несколько десятков крупных стратегических инвесторов в свой регион.

В качестве ещё одного примера успешного привлечения инвесторов профессор Высшей школы экономики, председатель правления Фонда «Институт современного развития», член Правления РСПП Игорь ЮРГЕНС привёл проект модернизации Пулковского аэропорта. По мнению эксперта, привлечь инвесторов на этот проект удалось в основном благодаря принятому в регионе новому проекту законов, направленных на реформирование государственно-частного партнёрства. «Никакой крупный инвестор не придёт в регион, если он не понимает, что регион для него сделает в плане юридического обеспечения его пребывания там и понимания, каковы будут гарантии по земле, воде, подключениям и так далее», – подчеркнул глава ИНСОР. Впрочем, по его словам, это только начало, и основная задача на будущее – это дальнейшее снижение административных барьеров, которые, по его мнению, – «национальная черта нашей бюрократии и на федеральном, и на региональном уровне».

Зачастую снижением этих барьеров должны заниматься не федеральные, а именно региональные власти. «Плохо, когда мелкие и средние сделки начинают попадать на радар правительства, и ещё хуже, если они попадают на радар департаментов, ведомств, зачастую не имеющих никого отношения к инвестиционному процессу в РФ», – считает Кирилл АНДРОСОВ, председатель совета директоров ОАО «РЖД». По его мнению, правительство должно заниматься только сделками в стратегических отраслях, связанных с вопросами национальной безопасности, или такими сделками, чей масштаб влияет на всю российскую экономику. Во всех других случаях обеспечение работы инвесторов – это задача региональных властей.

Результаты работы

Несмотря на наличие проблем, большинство экспертов согласилось с тем, что инвестиционная привлекательность России за последнее время серьёзно выросла. В частности, как рассказал Александр ИВЛЕВ, управляющий партнёр Ernst & Young по России, об этом свидетельствуют последние результаты опроса общественного мнения среди потенциальных инвесторов. Если в 2007 г. всего 8% респондентов считали, что российское правительство делает всё возможное для привлечения иностранных инвестиций, то в 2012 г. их число увеличилось уже до 35%. В том числе серьёзные надежды представители бизнеса возлагают на вступление России в ВТО. В частности, 84% инвесторов считают, что это событие повлечёт значительный приток иностранных инвестиций в течение следующих 5 лет.

Однако негативные факторы приблизительно те же, что и раньше: в первую очередь бюрократия, коррупция, недостаточно развитая инфраструктура, защита прав собственности. Исправить ситуацию могли бы инвестиционные стандарты для регионов, которые представила Вера АДАЕВА, руководитель отдела специальных проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ). По её словам, новые стандарты включают в себя 15 основных требований к деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Их можно условно разделить на три категории. Во-первых, это услуги, которые регион может оказать своим инвесторам и предпринимателям. Во-вторых, гарантии, которые даёт регион своим предпринимателям и инвесторам. В-третьих, это инвестиционные стратегии региона. Для реализации новых стандартов на практике в каждом регионе предполагается создать экспертную группу из местных предпринимателей. «Мы видим определённую корреляцию между стандартом, эффективностью работы органов исполнительной власти и его оценкой предпринимательским сообществом», – заметила Вера Адаева. Впрочем, как считает Дмитрий ЗИМИН, профессор Высшей школы экономики, почётный президент ОАО «ВымпелКом», основатель и президент фонда некоммерческих программ «Династия», создать новую среду для развития бизнеса может далеко не каждый предприниматель. «Мне представляется, что одной из наших бед, с которой надо бороться, является среда, которая не слишком способствует реализации талантов бизнесмена», – заявил он. В частности, по его словам, вряд ли кто-то будет готов жизнь положить на создание бизнеса, если он не будет защищён юридически.

Серьёзные надежды представители бизнеса возлагают на вступление России в ВТО. В частности, 84% инвесторов считают, что это событие повлечёт значительный приток иностранных инвестиций в течение следующих 5 лет.

(Александр ИВЛЕВ,
управляющий партнёр Ernst & Young по России)

Общество поможет

Изменение правил функционирования бизнес-среды и в целом улучшение инвестиционной привлекательности невозможно без участия гражданского общества. Как считает Дина КРЫЛОВА, президент Межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива», одной из задач общества является борьба с коррупцией. По её словам, именно высокие административные барьеры, как правило, на 80% являются причиной коррупции, а на 20% причиной является ненадлежащее госрегулирование той или иной сферы предпринимательской деятельности. «Коррупция в настоящее время является естественным ограничителем для инвестиционной привлекательности, поскольку такие очень важные условия, как развитие инфраструктуры, упираются в коррупцию», – считает эксперт.

Именно личная активность может решить многие проблемы в современном российском обществе, заявил Александр ПОЧИНОК, профессор Высшей школы экономики. Причём эту активность могут демонстрировать не только представители власти или гражданские активисты, но и сами бизнесмены. В частности, когда Маргарет Тэтчер закрыла все шахты одного английского лорда, он лично объехал весь мир в поисках финансирования и привлёк 230 предприятий-инвесторов из разных стран. Пока он лично не убедил каждого инвестора, они не были готовы вкладывать средства. «Нельзя быть волюнтаристами и думать, что мы сегодня выбираем один инвестиционный проект, второй – что первый даст отдачу, привлекая третий – что предыдущий даст отдачу», – объяснил эксперт.

Не исключено, что решать эти задачи будут уже молодые специалисты. В частности, именно в Высшей школе экономики 5 лет назад на факультете прикладной политологии была создана магистерская программа «Инвестиционные коммуникации». «Мы убедились, что студенту-политологу нужны дополнительные знания в области экономики, психологии. Мы хотим вовлечь наших студентов в понимание инвестиционной ситуации, чтобы они тоже в дальнейшем становились профессионалами», – объяснила Валентина КИРИЛЛИНА, профессор Высшей школы экономики. По её словам, именно образовательная площадка может стать основой при обсуждении взаимодействия бизнеса и власти в области реализации инвестиционных проектов. Неслучайно и в этот раз круглый стол проходил на образовательной площадке в рамках общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». В целом все участники дискуссии отметили, что обмен мнениями прошёл успешно. В заключение Александр Шохин предложил слушателям факультатива подключиться к экспертизе государственных инициатив, пообещав, что самые лучшие предложения и замечания будут засчитываться в качестве защищённых проектов. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль