голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Май 2012 / Главная тема

Ирина Яровая: «Нетерпимость коррупционного поведения должна стать нормой»

«Борьба с коррупцией – процедура, которая должна работать постоянно», – 
говорит Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета Государственной Думы РФ 
по безопасности и противодействию коррупции. Власть и общество должны добиться неприятия коррупционного поведения. При любых коррупционных нарушениях со стороны госслужащего должен быть запущен механизм
его ответственности и оценки профессиональной пригодности.
Факт увольнения чиновника по коррупционным статьям должен создавать
для человека невозможной ситуацию для дальнейшей самореализации.

«Нетерпимость коррупционного поведения должна стать нормой»

– Ирина Анатольевна, какие законодательные меры по противодействию коррупции предусмотрены планом Комитета на сегодняшний день?

– Прежде всего в рамках экспертного совета Комитета мы создаём судебную секцию, которая будет заниматься в том числе антикоррупционными вопросами. Кроме того, вскоре мы проведём круглый стол, посвящённый законодательному регулированию проблем борьбы с коррупцией. Очень надеемся, что в его работе примут участие представители РСПП.

Анализ законодательных антикоррупционных инициатив, которые были внесены депутатами и остались нерассмотренными с прошлого созыва, позволяет говорить о  том, что они носили скорее политический характер. Безусловно, для того чтобы предлагать эффективные механизмы противодействию коррупции, нужно действовать хладнокровно и профессионально, а не идти по пути громких заявлений.

Я считаю, что за прошедшие годы по инициативе Президента Дмитрия Медведева последовательно выстраивается работающая система противодействию коррупции. В  законодательстве появился целый ряд принципиальных новелл. Это и  ответственность юридических лиц, которой до этого никогда не было. Это и  понятие «конфликт интересов», и возможность увольнения чиновника в связи с  «утратой доверия». Кроме того, теперь взяточникам грозят кратные штрафы.

Для того чтобы предлагать эффективные механизмы противодействию коррупции, нужно действовать хладнокровно и профессионально.

Можно ли говорить о том, что благодаря принятым решениям нужно ждать немедленного результата? Конечно же, нет. Противодействие коррупции – это система мер, которая должна действовать постоянно и которая не должна позволять совершать противоправное коррупционное поведение.

Важная деталь, касающаяся бизнеса. Мы приняли за аксиому, что бизнес заинтересован в честной конкуренции. Отталкиваясь от этого тезиса, на практике мы должны каждый раз сталкиваться не с покупкой у чиновника конкурентных преимуществ, а с отторжением подобных схем решения коммерческих вопросов. Противодействовать коррупции можно через неприятие предпринимателем желания приобрести права или освободиться от ответственности через товарно-денежные отношения. Безусловно, верховенство должно оставаться за законом.

– Президент внёс в Госдуму законопроект о контроле за расходами чиновников и предложил его обсудить. Какие площадки для этого будут задействованы?

– На мой взгляд, Президентом предложены именно те объекты – недвижимость, акции и ценные бумаги, транспортные средства, – которые действительно можно проконтролировать. Их легко сопоставить с декларациями о доходах.

Важным обстоятельством является то, что прямо в законе указывается возможность проведения проверки на основании информации, поступающей от СМИ, политических партий, общественных объединений, правоохранительных органов. Кроме того, законом устанавливается прямая обязанность сообщать обо всех сделках, которые превышают трёхгодичный суммарный доход семьи. Эти сведения будут собирать соответствующие комиссии или кадровые службы госорганов, они же  будут проводить проверки.

Если чиновник не сможет объяснить источник дохода, в соответствии с которым совершена сделка, тогда наступает несколько последствий, во-первых, увольнение.

Если чиновник не сможет объяснить источник дохода, в соответствии с которым совершена сделка, тогда наступает несколько последствий, причём они могут наступить одновременно. Это, во-первых, безусловно, увольнение. Во-вторых, материалы будут направляться в органы прокуратуры. После проведения прокурорской проверки может подаваться иск в суд о взыскании в доход государства имущества или ценных бумаг. Предполагается, что вся информация будет носить публичный характер.

Сегодня законопроект направлен в месячную рассылку. Он будет обсуждаться на  «Открытой трибуне», других экспертных площадках. Пока предложений по этому документу в Комитет не поступало. Но, уверена, это вопрос времени.

– У Дмитрия Медведева не очень-то оптимистичное мнение по поводу преодоления коррупции в ближайшее время, если он 22 марта на заседании рабочей группы «Открытого правительства» сказал, что «это проблема, которая не может быть побеждена только законами, не может быть побеждена в течение какого-то установленного срока». Как Комитет оценивает ситуацию в такой болезненной сфере и каких настроений придерживаются члены вашего Комитета?

– Есть такое суждение: «демократия – не конечный пункт, а процедура, которая должна работать постоянно». Борьба с коррупцией также процедура, которая должна работать постоянно. Повторюсь, главное – мы должны добиться неприятия коррупционного поведения. Кстати, учитывая, что это интервью для журнала РСПП, было бы уместно поговорить и о вопросах деловой репутации. Наверное, было бы  правильно, чтобы при увольнении чиновника с формулировкой «утрата доверия» затем ему не протягивал руку помощи бизнес. Правила деловой репутации должны одинаково трактоваться всем обществом. Сам факт увольнения по коррупционным статьям должен создавать для человека невозможной ситуацию для дальнейшей самореализации. Нечистоплотность, непорядочность должна иметь именно такие последствия.

Было бы правильно, чтобы при увольнении чиновника с формулировкой “утрата доверия” затем ему не протягивал руку помощи бизнес.

Я за то, чтобы молодое поколение приходило в чиновники и правоохранительные органы с заведомо другой целью, нежели сегодня. А сегодня эта цель, к  сожалению, сформирована стереотипами. Родители, у которых ребенок идёт учиться на муниципального служащего, говорят: вот иди на этот факультет, место тебя прокормит. И это – точка невозврата. Чтобы переломить эту тенденцию, необходим общественный выбор в пользу честности и деловой репутации. Над этим нам всем предстоит работать.

– Взаимодействует ли Комитет с общественными организациями в  вопросах противодействии коррупции? К мнению каких организаций вы  прислушиваетесь? С какими организациями налажен диалог?

– Комитет – это прежде всего площадка для законотворчества, где должны разрабатываться и приниматься решения об изменении законодательства. В рамках деятельности Экспертного совета Комитета мы как раз и будем привлекать людей наиболее профессиональных, представляющих в том числе различные общественные организации. Ещё раз выражу надежду, что представители РСПП станут сотрудничать с Комитетом и примут участие в работе наших секций.

– В своём выступлении 22 марта на том же заседании вы затронули вопрос парламентского контроля деятельности Счётной палаты и предложили предусмотреть возможность парламентского расследования в ситуациях, когда материалы СП свидетельствуют о возможных злоупотреблениях в области коррупции. Разве до сих пор к выводам Счётной палаты парламентарии не прислушивались? Или вы какие-то новые подходы предлагаете?

– В настоящее время мною дорабатывается проект закона о парламентском контроле и готовятся изменения в целый ряд действующих нормативных актов, в том числе в закон о парламентском расследовании. Счётная палата как постоянно действующий орган финансового контроля создаётся парламентом. СП призвана обеспечить финансовый контроль в первую очередь бюджетных средств. Наверное, было бы правильным, чтобы результаты этих проверок не оставались без должной оценки, в том числе и со стороны Госдумы.

– Каким образом предлагается формировать у бюрократического аппарата, живущего в системе круговой поруки, способность различать «что такое хорошо» и «что такое плохо»?

– Решения, которые предложил Владимир Путин, в том числе по «электронному правительству», системе выстраивания понятных прозрачных процедур прохождения документов, – это тоже серьёзные форматы противодействию коррупции. Потому что фактически исключается из цепочки принятия решений личное взаимодействие чиновника и заявителя. В этих случаях также обеспечивается контроль за  соблюдением госслужащим регламентных процедур. Более того, любые нарушения позволяют запустить механизм ответственности и оценки профессиональной пригодности госслужащего.

Я бы всерьёз задумалась об образовании и подготовке менеджеров, управленцев муниципального, регионального и федерального уровня.

Говоря абстрактно о системе управления, к сожалению, создаётся ощущение, что в мире жёсткой конкуренции, в стремлении к прибыли допустимы любые действия, в  том числе манипуляции с законом. Кстати, за рубежом те юридические фирмы, которые помогают бизнесу уходить от налогов, несут равную с ним ответственность и могут быть лишены лицензии. Так вот, нужно настроить мозги не на поиск лазеек, а на исполнение законов.

Я бы всерьёз задумалась об образовании и подготовке менеджеров, управленцев муниципального, регионального и федерального уровня, причём это актуально также и для бизнеса. Сегодня в системе образования нет дисциплин, которые бы  формировали позицию патриотического отношения к своей стране. Не только как председатель думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции, но  и как координатор Государственно-патриотической платформы партии «Единая Россия» считаю, что реальное осмысление того, что личный успех есть успех всей страны, позволит бизнесу, государству и обществу успешно решить задачу по  противодействию коррупции. Это и есть патриотизм действия.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!