голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Май 2012 / Главная тема

Структура и специфика коррупции в России

В целях исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ Минэкономразвития России в 2010–2011 гг. организовало проведение социологических исследований среди всех социальных слоёв населения в различных регионах страны для оценки уровня коррупции в стране и эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

коррупции в России

К данной работе через государственный контракт была привлечена независимая экспертная организация – Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение».

В 2010 г. было проведено первое социологическое исследование, в ходе которого основное внимание было сфокусировано на проблематике «бытовой» коррупции: уровне и структуре коррупции при взаимодействии граждан с органами публичной власти в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.

Опрос проводился в 70 субъектах РФ. Всего было опрошено 17,5 тыс. респондентов, по 250 респондентов в каждом из 70 субъектов. В опросе участвовали граждане РФ в возрасте от 18 лет и старше. Проведённое исследование позволило описать и максимально оценить масштабы и уровень бытовой коррупции как для различных регионов и сфер взаимодействия граждан с органами публичной власти, так и для РФ в целом.

По мнению граждан,

«лидерство» в коррупции принадлежит высшему образованию и ГИБДД.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой степени институционализации бытовой коррупции, то есть степени внедрения коррупционных практик в бытовую жизнь граждан. Практически половина дававших взятку (49%) ещё до вступления в контакт с представителем власти знали, что решение их проблемы предполагает неформальное вознаграждение. При этом 32% респондентов, давших взятку, чётко представляли, какие расходы им предстоят; ещё для 34% величина взятки была «практически ясна». Одновременно растёт доля ситуаций, когда взятка даётся представителю публичной власти за выполнение им своих прямых обязанностей: 24% – в 2001 г., 33% – в 2010 г. Иначе говоря, растёт «удельный вес» вымогательства в коррупционных схемах. При этом подавляющее большинство респондентов, давших взятку, – 71%, констатирует, что действия представителей власти после получения вознаграждения «значительно улучшились». И данный показатель вырос на 8 пунктов по сравнению с 2001 г.

Сравнение ситуации по различным сферам государственных и муниципальных услуг позволяет выявить, что, по мнению граждан, «лидерство» принадлежит высшему образованию (поступление в вузы, экзамены, диплом и пр.) и ГИБДД (урегулирование ситуаций с получением прав, прохождением техосмотра, нарушением правил дорожного движения и т.п.). Доля этих сфер в годовом объёме коррупции составляет около четверти (ГИБДД – 24 236 млн руб.; высшее образование – 20 783 млн руб.). Далее следует сфера здравоохранения, для которой характерен значительный объём рынка (35 295 млн руб.) при относительно небольшом размере средней взятки – 3476 руб. Объём рынка в данном случае объясняется тем, что граждане часто вынуждены обращаться в органы здравоохранения.

Наиболее кардинально годовой объём рынка коррупции изменился в сфере «обеспечения безопасности»: общая сумма взяток, полученных за год от граждан сотрудниками милиции, выросла с 2005 г. почти в 13 раз – с 1265 млн до 16 211 млн руб.

Это прежде всего связано с тем, что в последние годы федеральные органы государственной власти неоднократно демонстрировали решимость бороться с  коррупцией в правоохранительных органах; многие коррупционеры из числа как высокопоставленных, так и рядовых сотрудников милиции были осуждены, СМИ постоянно уделяли и уделяют этой тематике повышенное внимание. Вымогать и  получать взятки стало опаснее. Всем этим можно объяснить значительный рост среднего размера взятки (представители милиции с опаской вступают в  коррупционные сделки и предпочитают делать это только за крупные суммы): с 930 руб. в 2005 г. до 12 571 руб. в 2010 г.

В 4 раза – с 3635 до 13 838 млн руб. вырос объём рынка коррупции в  дошкольных учреждениях, и произошло это также на фоне сильного снижения количества дающих взятки в коррупционных ситуациях – с 68 до 42%. Механизм тут во многом схожий, но дополнительным фактором, стимулировавшим рост данного рынка, стал усилившийся дефицит мест в дошкольных учреждениях в ряде регионов страны. Средний размер взятки на этом рынке вырос в 4,5 раза: с 1824 до 8025 руб.

Но самое впечатляющее сокращение объёма коррупционного рынка –

в сфере призыва на военную службу: в 7,2 раза.

Вместе с тем объёмы некоторых «отраслевых» рынков коррупции заметно снизились. Это касается оформления права на жилплощадь (в 3,1 раза) и земельные участки (в 4,3 раза), средней школы (снижение в 2,3 раза), регистрации сделок с  недвижимостью (в 2,2 раза), обращений к судебной системе (в 1,8 раз) и т.д.

Но самое впечатляющее сокращение объёма коррупционного рынка – в сфере призыва на военную службу: в 7,2 раза, с 15 117 до 2090 млн руб. При этом рынок демонстрирует снижение сразу по многим показателям. Риск коррупции снизился с  58 до 40%; готовность давать взятку – практически вдвое: с 63 до 33%. В  качестве возможного объяснения тут могут фигурировать институциональные изменения, и в частности сокращение срока службы по призыву.

В 2011 г. было организовано проведение второго социологического исследования, направленного на оценку состояния «деловой» коррупции, то есть коррупции, возникающей при взаимодействии представителей бизнеса и  государства.

По итогам проведения данной работы получен значительный объём информации об  уровне, структуре и специфике «деловой» коррупции в РФ, а также об  эффективности принимаемых антикоррупционных мер.

Президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции принято решение о проведении указанных социологических исследований на постоянной основе, что нашло отражение в Национальном плане противодействия коррупции на  2012–2013 гг.

Считаю, что проведение данных исследований на регулярной основе позволит эффективно анализировать динамику изменения показателей, характеризующих коррупционную ситуацию в стране, её отдельных регионах и отраслях экономики.

Илья Клочков,
заместитель директора

Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России,
кандидат экономических наук

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!