голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Май 2012 / Главная тема

Бизнес и антикоррупционная политика: нам по пути!

В последние годы становится очевидным, что коррупция – масштабная проблема, которая душит экономику и, чтобы покончить с этим разрушительным явлением, нужны усилия не только государства, но и общества.

нам по пути!

Кстати, среди прагматиков есть сомневающиеся в возможности успешного объединения усилий бизнеса и государства в противодействии коррупции, они даже сравнивают такое сотрудничество с добровольным союзом ограбленного и  грабителя.

Но так ли уж абсурдно подобное взаимодействие? Конечно, нет. Консолидация общественных усилий абсолютно необходима, в том числе со стороны бизнес-сообщества, поскольку разрастание и «институционализация» коррупции означает, что правовые институты перестают работать на экономику и на общество в целом. Добросовестная конкуренция становится мифом, ведь масштабная коррупция превращает право в товар. Общепринятые правила не работают, либо работают избирательно. Всё это негативно отражается на любой хозяйственной деятельности, поскольку предприниматель вынужден повсеместно платить «дань» фактически за  реализацию своих законных прав.

Ежегодные опросы компаний–членов РСПП показывают, что коррупционность отношений с властями наряду с административными барьерами вызывает большую озабоченность, а «лидерами» жалоб на коррумпированность остаются правоохранительные органы: полиция, прокуратура, муниципальные и судебные органы.

Это подтверждают и международные сопоставления. По данным исследования «Трансперенси Интернешнл» «Индекс восприятия коррупции (ИВК) – 2011», ИВК в  России – 2,1 балла. В настоящее время со 143−го Россия переместилась на 154−е место из 178 стран. Данные другого исследования, «Барометр мировой коррупции –  2010», показывают, что, несмотря на предпринимаемые российскими властями меры, уровень коррупции за последние 3 года повысился – так считают 47,6% опрошенных россиян, а 29,7% считают, что уровень коррупции повысился значительно.

Руководство страны в последние годы заметно продвигает антикоррупционную составляющую российского законодательства: ратифицированы Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., внесены изменения в  несколько десятков законодательных актов, предусматривающих ужесточение требований к чиновникам. Россия, заинтересованная в экономической интеграции, будет и в дальнейшем адаптировать стандарты ОЭСР, формировать общие антикоррупционные механизмы ЕврАзЭС, Таможенного союза.

В оздоровлении нуждается весь комплекс управленческих отношений не только как в государственном, так и в корпоративном секторе. Российский союз промышленников и предпринимателей активно взаимодействует с Советом по  противодействию коррупции при Президенте РФ, занимающимся выработкой и  реализацией государственной политики, а также координацией усилий в этой области. Утверждённый Указом Президента РФ № 297 от 13 марта 2012 г. Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. предусмотрел механизмы обратной связи с гражданскими институтами, включая бизнес-сообщество, и в такую работу РСПП уже активно включился.

В оздоровлении нуждается весь комплекс управленческих отношений

не только как в государственном, так и в корпоративном секторе.

В рабочей группе Президентского совета, которую возглавляет Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, РСПП взял на себя проработку ряда практических вопросов, позволяющих объединить антикоррупционный потенциал бизнеса. Это предложения по расширению возможностей влияния на процессы принятия государственных решений через экспертизу и общественные консультации, по формированию цивилизованного «лоббизма». Только соучастие бизнес-сообщества в выработке экономических решений позволит проводить объективную оценку и  избежать создания коррупционных барьеров в нормативных актах.

К сожалению, сегодня антикоррупционная составляющая правотворчества не  подкреплена соответствующими гарантиями его реального исполнения. Интенсивность и качество ведомственной антикоррупционной экспертизы невысоки, и с каждым новым нормативным правовым актом усилия по надлежащему исполнению ранее принятых актов нивелируются. Между тем, когда антикоррупционная экспертиза не  выявляет реальные риски для бизнеса, возникает ощущение декларативности антикоррупционной политики в целом.

Эта же проблема касается и правоприменения, здесь нет единства и, как правило, возможно произвольное усмотрение чиновника. В бизнес-сообществе господствует скепсис в отношении того, что в России работает принцип «перед законом все равны». Опросы РСПП показывают, как предприниматели оценивают шансы отстоять свои законные права в суде против других предпринимателей и против органов власти. Подавляющее большинство – 83% – высоко оценивает шансы на  защиту в суде против частных оппонентов, и только 26% надеются на справедливое судебное решение в тяжбе против властей.

Одной из причин низкой эффективности борьбы с коррупцией является отсутствие в России комплексной системы антикоррупционного мониторинга. Отсутствует нормативная база для осуществления общественного контроля, гражданское общество всё ещё недостаточно вовлечено в борьбу с коррупционными проявлениями. Между тем роль Интернета и блогосферы заметно возрастает – при существенном росте уровня общественного недовольства коррупцией это может способствовать сплочению недовольных граждан и привести к протестным выступлениям. Государство должно внимательно и своевременно реагировать на такие сигналы, минимизировать социальные риски.

Последовательное выполнение антикоррупционных принципов поведения компании

может стать серьёзным репутационным преимуществом компании.

Другой проблемой является недостаточная активность самого бизнес-сообщества. По мнению РСПП, сегодня абсолютно необходимо развитие внутрикорпоративных практик, позволяющих выстраивать отношения компании со своими партнёрами и с представителями власти на здоровой конкурентной основе.

Это касается всех сторон хозяйственной деятельности – договорной, закупочной и инвестиционной, причём эффективность проведения антикоррупционных мер зависит от их надлежащей специализации, позволяющей учесть самые разнообразные факторы, влияющие на коррупционные риски. Особая работа должна проводиться с персоналом компаний: организация специального обучения, контроль, гарантии «неприкосновенности» и поощрений для сотрудников, выявивших сомнительные отношения или коррупциогенные факторы. Необходимы меры внутреннего финансового контроля, включающие правила передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства и др.

В феврале 2012 г. Съездом Российского союза утверждены Основные принципы антикоррупционного поведения компаний-членов РСПП, которые призваны изменить ситуацию. Эти принципы стали основой Антикоррупционной хартии российского бизнеса, проект которой уже нашёл поддержку ТПП РФ, «Деловой России» и «ОПОРЫ РОССИИ». В скором времени он должен быть подписан инициаторами и открыт для присоединения всех компаний, и в первую очередь для членов этих объединений.

Проектом Хартии предусмотрено использование в управленческой деятельности компаний специальных антикоррупционных программ и практик, сформулированы меры по соблюдению добросовестных хозяйственных отношений с партнёрами – отказ от  преференций, открытые торги, информационный обмен и т.п. Компании примут обязательства выстраивать отношения с государственными органами исключительно на принципах законности, прозрачности и сотрудничества, включая взаимное информирование о коррупционном поведении, содействие правоохранительным органам. Именно такое партнёрство предусматривает соглашение о взаимодействии РСПП с системой органов Генеральной прокуратуры РФ, которое было подписано в  минувшем году.

Однако, чтобы все эти документы не остались только декларацией, нами продуманы меры по их реализации, разработана своеобразная «дорожная карта» Антикоррупционной хартии. Она предусматривает ведение сводного реестра компаний, присоединившихся к Хартии, единые методологические требования к  участникам, а также организацию регулярного общественного подтверждения внедрения компаниями передовых корпоративных практик. Предполагается проведение специальных конкурсов участников Хартии для выявления наиболее успешных практик. Последовательное выполнение антикоррупционных принципов поведения компании может стать серьёзным репутационным преимуществом компании, в том числе в инвестиционных и внешнеэкономических отношениях.

Участие общества в борьбе с коррупцией нельзя пока признать целостным и  активным, хотя занимаются этим многие организации: фонды, исследовательские центры, интернет-проекты, а также общественные и консультативные органы. Зачастую «много» не означает «полезно», хотя встречается объективная информация, проводится целостный анализ, пропагандируется зарубежный опыт антикоррупционного контроля и управления.

Надеемся, что бизнес, прагматично относящийся к решению любой задачи, предпочтёт как более выгодный и справедливый путь развитие открытых, законных и  сбалансированных отношений с государственными органами и своими партнёрами. По  сути, альтернативы этому выбору нет.

Ирина Котелевская,
Директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП,

член Общественной палаты РФ

 

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!