голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Май 2012 / Мониторинг

Бюро Правления РСПП: решение насущных проблем

Бюро Правления РСПП на заседании 11 апреля обсудило давно назревшую проблему выработки экологической промышленной политики, отвечающей современным требованиям, а также рассмотрело вопрос о новых инструментах поддержки экспортной инвестиционной деятельности российских компаний за рубежом.

решение насущных проблем

Первый вопрос «О Концепции экологической промышленной политики» был подготовлен Комитетом РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности.

Олег Дерипаска, член Бюро Правления РСПП, председатель Комитета, отметил, что законодательство в сфере промышленной экологии за 35 лет, в течение которых непрерывно принимались законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции, стало запутанным и не отвечающим требованиям времени. Возникла система, объединяющая около тысячи документов, которые противоречивы по сути.

Так, например, в целях получения разрешения на выбросы и сбросы химических веществ при использовании закона об охране окружающей среды, нужно применить 38  дополнительных инструкций и документов, что занимает 1,5–2 года.

Как заметил Олег Дерипаска, ситуация с функционированием сегодняшней правоохранной системы очень затратна. Это около 100 тыс. сотрудников и 75 млрд руб. – такова собираемая (или выделяемая) стоимость из различных уровней бюджета на всевозможные мероприятия. При этом правоохранные платежи – в разы меньше.

В сфере промышленной экологии возникла система, объединяющая около тысячи документов, которые противоречивы по сути.

(Олег Дерипаска)

По готовящемуся Федеральному закону № 584587/5 «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» в  обществе прошли широкие обсуждения. В том числе они модерировались в рамках Комитета РСПП. Был проведён достаточно подробный анализ более тысячи законных, подзаконных нормативных актов и других документов.

На взгляд экспертов Комитета по экологической, промышленной и  технологической безопасности РСПП, участвующих в экспертизе готовящегося закона, с его принятием фактически ничего не меняется. Кроме того, закон достаточно коррупционный. Последние законодательные инициативы, требующие от  субъектов хозяйственной деятельности применять лучшие с экологической точки зрения технологии, приведут к многократному росту штрафов и оставят слишком много возможностей для разного толкования.

Стимулирующий механизм, который заявлялся на этапе подготовки и обсуждался с  участием Минприроды России, Минэкономики России, сформулировать, по мнению экспертов, невозможно.

По словам главы Комитета, давно назрел вопрос принятия Кодекса в области охраны окружающей среды. Его разработка, по мнению экспертов, займёт порядка 2  лет. «Через 2 года мы получим документы внутренне непротиворечивые, которые можно будет использовать следующие 50 лет. Они станут основой в процессе деятельности между хозяйствующими субъектами, государством, общественными организациями», – сказал Олег Дерипаска.

Подготовка современной Концепции экологической промышленной политики уже ведётся в Комитете РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности совместно с экспертным сообществом.

Захирджан Кучкаров, эксперт, директор Центра инноваций «Концепт», доктор экономических наук, профессор, дополнил предыдущее выступление.

Он обратил внимание на тщательный анализ экспертами имеющихся документов в  экологической сфере и отметил, что значительная часть их не имеет логически точной системы понятий. И поскольку они не определены, то возникает возможность трактовки вплоть до того, что, якобы, нанесение ущерба окружающей среде –  юридически бессмысленная вещь.

По словам Кучкарова, экспертами было выявлено несколько десятков прямых абсурдов. Например, за одно и то же деяние применяется троекратная санкция: платежи за сверхнормативное загрязнение, в последующем штраф за это превышение и плата за восстановление, чего юридически не должно быть.

Более всего предприятия тревожат административные барьеры: больше 100  разрешительных документов, 29 ведомств, причастных к экологическому контролю и  надзору. Некоторые процедуры вынуждают проходить восемь-девять надзорных органов. Это с точки зрения бизнеса почти бессмысленная вещь, поскольку государственных денег тратится в 3 раза больше, чем собирает весь природно-надзорный нормирующий аппарат.

По заключению экспертов, эту систему совершенствовать нельзя. «Её нужно просто перепроектировать, нормативно, концептуально, как следует, с самого начала, с определением понятий, которые лежат в основе охраны окружающей среды», – подчеркнул Захирджан Кучкаров.

За одно и то же деяние применяется троекратная санкция: платежи за сверхнормативное загрязнение, в последующем штраф за это превышение и плата за восстановление.

(Захирджан Кучкаров)

Это даст возможность отстаивать свои интересы как бизнесу, так и населению и  госорганам.

Были озвучены предложения: убрать все противоречия в документах, вычистить весь абсурд в согласительных, разрешительных процедурах, упростить, сократить все сроки согласований. Сделать прозрачными процедуры как для отечественного бизнеса, так и иностранного инвестора и любого заинтересованного лица.

Новая модель должна дифференцировать предприятия по масштабу воздействия, дифференцировать вещества по вредности и по возможности контроля (в том числе онлайн-контроля).

Звучали также предложения Правительству РФ, Государственной Думе РФ  остановить продвижение законопроекта и развернуть большую дискуссию по новой концепции.

Второй вопрос, связанный с обсуждением проблемы новых механизмов и  инструментов поддержки экспортной инвестиционной деятельности российских компаний за рубежом, был подготовлен Комитетом РСПП по международному сотрудничеству.

Над этой темой Комитет работал совместно с Минэкономразвития России и  Внешэкономбанком. Тема страхования рисков экспортных инвестиций и кредитов активно обсуждалась в РСПП с 2006 г. Многие его предложения были положены в  основу концепции создания Российского агентства страхования экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), основная задача которого – финансовая и страховая поддержка отечественных экспортёров на иностранных рынках и их защита от  предпринимательских и политических рисков. Присоединение к ВТО и возможное присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) накладывает на страну определённые обязательства по гармонизации внутренних процедур поддержки экспорта с международными.

Основными партнёрами созданного в прошлом году Агентства должны стать российские экспортёры, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, российские и иностранные банки, которые предоставляют экспортное финансирование, а также лизинговые компании, предоставляющие услуги по  трансграничному лизингу.

Пётр Фрадков, генеральный директор Российского агентства по  страхованию экспортных кредитов и инвестиций, член Правления Внешэкономбанка, рассказал о деятельности Агентства, его проектах и продуктах, направленных на  повышение конкурентоспособности компаний на внешнем рынке и поддержку инвестиционной и внешнеэкономической деятельности российских компаний.

По его словам, к лету этого года должен сформироваться ряд продуктов: страхование портфеля краткосрочных экспортных кредитов, страхование кредитов поставщика, страхование кредитов покупателей, страхование гарантий, страхование рисков по кредитиву. То есть весь инструментарий, который используется или российским банком, финансирующим экспорт, или самим экспортёром для того, чтобы вывести свой продукт на экспорт. Полный пакет документов планируется сформировать в течение 2012–2013 гг.

Отдельные продукты будут разрабатываться для регионов с повышенным риском (некоторые страны Африки, Юго-Восточной Азии) и для работы в рамках создаваемого единого экономического пространства. Работа Агентства будет вестись в направлении поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью, запрещённым направлением деятельности для него является поддержка страхования сырья.

К концу 2014 года мы должны достичь доли экспорта, застрахованного Агентством, в общем объёме почти 10%. Это достаточно амбициозный показатель.

(Петр Фрадков)

Как сказал Фрадков, у ЭКСАРа существует достаточно сформированная нормативная база для того, чтобы делать первые проекты. Он также заметил, что рассчитывает на продолжение совместной работы с Комитетом РСПП по  международному сотрудничеству.

«К концу 2014 года мы должны достичь доли экспорта, застрахованного Агентством, в общем объёме почти 10%. Это достаточно амбициозный показатель. Общий объём застрахованных экспортных кредитов должен составлять 500 млрд рублей. Общее количество компаний, которым мы должны предоставить страховое покрытие, должно быть 3300», – сказал Пётр Фрадков.

Инициативы ЭКСАРа и необходимость взаимодействия между Агентством и РСПП для укрепления позиций российского экспорта и инвестиций на зарубежных рынках были поддержаны участниками заседания.

ПР

 

 

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!