голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Ноябрь 2012 / Отрасль

Театральная деятельность: сигнал инвестору

Наличие разветвлённой сети театров в стране считается одним из признаков развитого экономического общества. Более того, некоторые специалисты используют его даже при анализе инвестиционных рисков в конкретном регионе. В течение последних лет в России реализуется масштабная программа по строительству театров, в рамках которой в каждом крупном городе должно быть не менее четырёх театров, а количество зрителей вырастет в 2 раза. Однако развитию рынка мешает отсутствие массового частного инвестора в отрасли.

Status quo

Театральное дело в России имеет глубокие корни: первый профессиональный театр в стране был открыт ещё в 1756 г. по инициативе императрицы Елизаветы Петровны. В будущем в дореволюционной России были созданы театры различного типа с разным типом финансирования: казённые театры, финансировавшиеся из бюджета, городские – существовавшие за счёт городской казны, и частные театры, работавшие на деньги своего владельца. Кроме того, действовали актёрские товарищества и театры антрепризы. После революции все театры были национализированы и преобразованы в производственные кооперативы, только в конце 1980−х гг. стали появляться первые негосударственные театры, однако в основном театры остались государственными и муниципальными. При этом не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки.

Как показывает мировая практика, наличие театра в городе – один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест. При этом театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всём мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности. В мировой практике сложилось несколько подходов к финансированию искусства вообще и театрального искусства в частности. Если для США характерна государственная поддержка некоммерческих театров через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям, то большинство западноевропейских стран осуществляет финансирование сценического искусства непосредственно из государственного бюджета. В результате в Европе не менее 30% общего театрального бюджета пополняется напрямую из бюджета. Однако остальные издержки театров покрываются за счёт собственных доходов и поступлений от спонсоров и жертвователей. В ряде стран, чтобы государство не могло влиять на творческую деятельность театров, применяется принцип «вытянутой руки», когда средства государственного бюджета выделяются независимым от правительства общественным организациям и далее распределяются организациям культуры и искусства, в том числе театрам. В частности, именно такой организацией является Совет по культуре Великобритании.

Наличие театра в городе – один из  значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний

при принятии ими решения об  открытии нового бизнес-проекта.

За последние десятилетия российский театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности – от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. С 1993 по 2009 г. общее количество театров России увеличилось на 40% с 427 до 601, и это без учёта большинства муниципальных и частных театров. Однако количество театров и театральных предложений не полностью удовлетворяет потребности населения страны. В настоящее время свои театры есть только в 18,8% городов, и только половине горожан доступно посещение театра в своём городе. В свою очередь, в российских городах с численностью населения до 50 тыс. человек практически нет театров: всего насчитывается 12 театров на 637 городов. Несколько лучше обстоит ситуация с городами, где живёт от 50 до 100 тыс. человек – здесь театр есть в 21,5% пунктов. Значительно лучше показатели в более крупных городах с населением от 100 до 250 тыс. человек: здесь театры присутствуют в 65% городов. В свою очередь, города с населением до полумиллиона на 97,5% обеспечены театрами, а уже более крупные населённые пункты могут похвастаться собственными театрами в полном составе.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, количество театров достаточно, на практике это совсем не так. Ещё в 1996 г. в России были установлены социальные нормативы и нормы количества государственных и муниципальных театров разных видов. В частности, согласно этим нормам, если население города превышает 100 тыс. человек, то в местных театрах должно быть не менее 5 тыс. зрительских мест. Однако эти показатели не соблюдаются в 77 из 81 субъекта Федерации. Более того, более чем в 40 регионах страны нет театров юного зрителя, театров драмы, а также театров оперы и балета. В 36 из 165 российских городов с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причём в 33 из этих городов театров нет вообще. По этим показателям Россия проигрывает многим развитым странам. Так, если в России в расчёте на 1 млн жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции – 13,6, во Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Италии – 5,9 театра. Недостаток театральных площадок приводит к тому, что многие люди не посещают театры вовсе. Так, согласно опросам ВЦИОМ, почти половина россиян не посещает театры, а примерно каждый третий житель страны и вовсе никогда в театре не был.

Основные проблемы

По словам экспертов, из двух видов театральной деятельности – создания и показа спектаклей – определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Количество новых постановок в российском репертуарном театре определяется множеством факторов, включая возможности труппы, потребности зрителей, ограниченность ресурсов и др. Так, важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом. Для сравнения: в 2009 г. (последние имеющиеся данные) из 4740 новых постановок в драматических театрах произведения российских современных авторов составили 791 спектакль, то есть всего 175 спектаклей, а из всех 45 тыс. постановок только 6,8 тыс. пришлось на новые, то есть 15% от общего числа. Хуже всего ситуация обстоит в музыкальных театрах, где всего 7% постановок приходится на произведения современных российских авторов. Таким образом, очевидно, что российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар. По словам экспертов, во многом это объясняется тем, что недостаточно динамично развиваются специализированные периодические издания, публикующие пьесы современных авторов. Именно отраслевые журналы могут вести постоянный диалог с драматургами, принимать непосредственное участие в проведении наиболее важных фестивалей, конкурсов, семинаров и лабораторий современной драматургии, отслеживать и анализировать намечающиеся тенденции. Однако они не стали системообразующим центром работы с авторами. Ещё одна проблема – острая нехватка спектаклей для подростков. По мнению экспертов, поддержка создания новых спектаклей должна включать в себя экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей.

Если население города превышает 100 тыс. человек,

то в местных театрах должно быть не менее 5 тыс. зрительских мест.

Вторая составляющая театрального процесса – показ спектаклей – по словам экспертов, также в России недостаточно развита. Ключевым параметром измерения активности в данной области являются театральные фестивали, так как именно такие конкурсы в первую очередь стимулируют творческий поиск. По данным Союза театральных деятелей РФ, в России 256 постоянно действующих театральных фестивалей, которые проводятся почти в 100 городах России. Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали и др. Наибольшее число фестивалей проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Омске, Екатеринбурге и Новосибирске, и большинство фестивалей находит экономическую поддержку в виде субсидий из бюджетов разных уровней, однако для их проведения активно привлекаются и спонсорские средства. В свою очередь, число зарубежных гастролей российских театров непрерывно растёт, начиная с конца 1980−х гг. В период с 2003 по 2007 г. количество спектаклей, показанных российскими театрами за рубежом, увеличилось с 975 до 1275. Для большинства российских театров выезд за рубеж связан с участием в международных фестивалях, где показывается один-два спектакля. Но количество театральных коллективов, которые приглашаются зарубежными театральными менеджерами и продюсерами на репертуарные гастроли, тоже с каждым годом растёт. Однако среди театров, регулярно выезжающих за рубеж, доминируют театры из Москвы и Санкт-Петербурга. При этом доля иностранных студентов в российских театральных вузах невелика и составляет не более 20%.

Результаты работы

По статистике, активность российских театров неуклонно растёт, однако рост показателей нельзя считать существенным. Так, если в середине 2000−х гг. российские театры провели 108 тыс. мероприятий, то в 2009 г. этот показатель увеличился до 139 тыс. С 1993 по 2009 г. количество новых постановок выросло с 1700 до 2350, а число спектаклей, показанных на собственных площадках, выросло с 87,6 тыс. в 2003 г. до 104,3 тыс. в 2009 г. Посещение российских театров также неуклонно растёт. Основной причиной роста стало в том числе появление малых и камерных сцен. Этим обстоятельством обусловлен относительно незначительный показатель количества зрителей в среднем на один спектакль.

В свою очередь, нехватка новых театров частично восполнялась широко распространённой системой гастролей. Благодаря активной гастрольной деятельности в летний период жители многих городов России для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве дополнительно к тому, что им предлагает местный театр, могут выбрать ещё до 20 спектаклей различных жанров из репертуара гастролёров. Однако в общей сложности, хотя гастрольная деятельность после серьёзного спада в 1990−х гг. несколько оживилась, выездные и гастрольные показы составляют всего до 30% деятельности театров, и крайне низким остаётся общий объём гастролей за пределами своего региона.

В России 256 постоянно действующих театральных фестивалей,

которые проводятся почти в 100 городах России.

В 2011 г. гастрольные спектакли государственных и муниципальных театров за пределами своего региона составили немногим более 2% общего количества проведённых ими мероприятий, то есть в 10 раз меньше, чем в 1980−х гг. Общий объём доходов государственных и муниципальных театров в период с 2003 по 2009 г. вырос с 11,8 млрд руб. до 35,6 млрд руб., то есть увеличился в 3 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 7,8 млрд руб. до 26,3 млрд руб. (с 66,1% до 74% общей суммы поступлений). Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 3,2 млрд руб. до 8,1 млрд руб., то есть более чем в 2 раза, прочие доходы увеличились с 0,8 млрд руб. до 1,2 млрд руб. Однако это привело к парадоксальному выводу – основная доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений снизилась с 33,9% до 26%.

Планы на будущее

Для дальнейшего развития сети театров в июне 2011 г. федеральное правительство одобрило «Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года». Как следует из документа, «целью концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе – обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере». Основными задачами на будущее должно стать создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения, а также увеличение доступности театров. Например, будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщённых к театру. Сегодня эту задачу систематически решают свыше 100 театров кукол, но они ориентированы главным образом на дошкольный и младший школьный возраст, и дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. В настоящее время театров юного зрителя нет в половине субъектов Федерации. В свою очередь, посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству, в том числе и среди детей. Решить эти проблемы возможно с помощью реформы системы финансирования театров.

В настоящее время театров юного зрителя

нет в половине субъектов Федерации.

До 2007 г. все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетных учреждений и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. После вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях» некоторые театры стали автономными, однако театр при желании может остаться и казённым учреждением. Самое главное теперь, что государство снимает с себя субсидиарную ответственность в отношении бюджетных и автономных учреждений. По сути, театры пытаются научить зарабатывать самостоятельно. Новая схема финансирования, как и концепция в целом, должна привести к увеличению общего количества спектаклей, показанных российскими театрами на гастролях, по сравнению с 2009 г. не менее чем в 2 раза, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20% от этого количества. В свою очередь, детские постановки должны достичь не менее 15% от общего числа новых спектаклей. Так, общее число произведений современной драматургии должно вырасти не менее чем в 2 раза, а пьес для детской аудитории должно быть больше в 4 раза.

Для реализации новой концепции в 2012 г. Минкультуры России разработало «Методические рекомендации по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства». Согласно этим рекомендациям в каждом субъекте Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и ещё один театр по одному из прочих видов, например театр балета, пантомимы и пр. В свою очередь, в регионах с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета, а в регионах с двумя государственными языками должны появляться дополнительно национальные театры драмы. Вводятся также новые количественные показатели. Так, на каждые 5 тыс. человек населения должно быть создано в регионе не менее четырёх-пяти зрительских мест, а на каждую тысячу детей – два-три места в детских театрах и театрах кукол. Другим направлением работы должно стать развитие гастрольной деятельности. С точки зрения расширения театрального предложения гастроли важны не только в городах, где нет собственных театров. Для развития этого направления предполагается провести инвентаризацию всех имеющихся в регионе сценических площадок и в каждом регионе на основе этих сведений создать единую базу данных, включающую технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных. По мнению авторов рекомендаций, наличие в каждом регионе такой базы данных будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности.

Другим направлением работы должны стать частные театры. «Для развития частного театра в региональной программе развития театрального дела необходимо предусмотреть адекватные формы поддержки частных театров со стороны органов власти. Наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств», – говорится в рекомендациях. Однако поддержка частных театров будет происходить не только в финансовой форме, но и за счёт увеличения количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры. Такая поддержка может оказываться в рамках более общего направления по созданию в регионах экспериментально-творческих площадок, центров современного искусства и т.д. На федеральном уровне эта работа ведётся на базе филиалов Государственного центра современного искусства. А к примеру, на базе независимого Центра современного искусства Винзавод в 2011 г. был запущен проект «Платформа».

Ключевым направлением работы должно стать открытие новых и расширение существующих театральных площадок. В последнее время крупные проекты по строительству театральных проектов реализовывались за деньги частных инвесторов. Типичный пример – торгово-развлекательный центр им. А.И. Райкина в Марьиной Роще в Москве. Строительство ТРЦ общей площадью 75 тыс. кв. м на месте центра культуры, искусства и досуга им. А.И. Райкина началось в 2002 г. Согласно проекту центр состоит из театральной части (корпус Б) площадью почти 5 тыс. кв. м, принадлежащей Фонду поддержки и развития культуры им. А.И. Райкина, а также торгово-офисной части (корпус А) площадью почти 70 тыс. кв. м, которая включает в себя торговые, офисные площади и гостиницу. Изначально инвестором строительства выступала компания «ОПИН», однако позднее она продала его ГК «Ташир». Кроме того, активно этой работой занимаются московские власти. Так, в 2012 г. должна закончиться реставрация театра «Геликон-Опера», располагающегося в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице. Работы начались ещё в 2008 г., с тех пор не раз приостанавливались и сроки их окончания переносились. Но в 2012 г., как заявил Сергей Капков, реставрация театра будет завершена. В этом году также должно быть окончено строительство нового здания для Московского театра под руководством Олега Табакова, а также завершена реконструкция Театра сатиры и дома-музея Ильи Глазунова.

Однако в российских регионах строительство театров происходит в основном за счёт федерального и регионального бюджета. Ещё в 2010 г. Владимир Путин поручил Министерству культуры России разработать проект по строительству новых театральных зданий в провинции. Предпочтение будет отдаваться возведению так называемых свободных площадок, на которых смогут выступать и постоянные труппы, и независимые объединения. К примеру, собственной театральной труппы нет даже в летней столице – Сочи. В настоящий момент в России реализуется несколько крупных строительных театральных проектов. Так, во Владивостоке строится театр оперы и балета. По данным областных властей, на его строительство потребуется ещё не менее 965 млн руб. Изначально стоимость строительства оценивалась в 2,5 млрд руб., затем городские власти запросили ещё 1,6 млрд руб. на эти нужды из городского бюджета. Однако большинство крупных театральных проектов реализуется в Северной столице. В октябре 2012 г. стало известно, что строительство второй сцены Мариинского театра на улице Декабристов, наконец, близится к завершению. Уже закончен монтаж фасада, в здании ведутся отделочные работы, и первая премьера в новом здании запланирована на май 2013 г. Кроме того, в настоящий момент строится вторая сцена для Александринского театра в Санкт-Петербурге. В комплекс войдут не только сцена, но и экспериментальные площадки, лекционные залы, интернет-театр. В основном этот проект реализуется для молодых режиссёров, актёров и драматургов. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!