голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Июнь 2012 / Регионы

Дмитрий Чемакин: «Обновлённая инвестиционная политика»

Дмитрий Чемакин, министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, рассказал о приоритетных направлениях Концепции развития промышленности до 2015 г., о том, что уже сделано для выполнения намеченных программ, об изменении подходов в реализации инвестиционной политики с целью привлечения инвесторов.

«Обновлённая инвестиционная политика»

– В регионе отмечается общий экономический рост, а что с  промышленным производством?

– По итогам I квартала этого года индекс роста промышленного производства в  целом по Калининградской области составил 108%. Это второе место по  Северо-Западу и пятое – по РФ. Вместе с тем произошло некоторое снижение по  сравнению с предыдущим годом – в 2011 году индекс роста составлял 118%, в I квартале 2010 года – 131%.

– С чем связано это снижение?

– Снижение объективное. Безусловно, сказываются последствия экономического кризиса, после которого в промышленности отмечался значительный подъём производства. Сейчас, с одной стороны, он перешёл в нормальную фазу, но  зафиксировался на меньшем уровне. С другой стороны, над инвесторами довлеет приближающийся 2016 год, когда будет прекращено действие части норм закона об  экономической зоне, являющихся для них наиболее привлекательными. Это становится сдерживающим фактором роста промышленного производства, несмотря на  то, что у нас в 2011 году зарегистрировано 22 крупных резидента особой экономической зоны (это наибольшие показатели с самого начала её создания). То  есть высокие темпы роста, основанные прежде всего на экономике ОЭЗ, в этом году уже начинают снижаться.

Тем не менее темпы роста сравнимы с регионами РФ – например, по  обрабатывающим производствам область традиционно в прошлые годы удерживала второе место после Калуги, где, как известно, присутствуют очень серьёзные резиденты.

– То есть резервы роста исчерпаны?

– Они не столько исчерпаны, сколько идёт расширение существующих производств действующих резидентов, что увеличит номенклатуру и объём инвестиций. Но логика привлечения новых инвесторов, основанная только на механизмах особой экономической зоны, действующих с 1996 года, в какой-то степени себя уже исчерпала.

Над инвесторами довлеет приближающийся 2016 год, когда будет прекращено действие части норм закона об экономической зоне, являющихся для них наиболее привлекательными.

Соответственно, мы сейчас перестраиваем работу правительства и  инвестиционную политику. Мы говорим инвесторам не только о наличии в регионе особой экономической зоны и механизма соответствующих льгот, но и о предоставлении им готовой инфраструктуры. Правительство определило семь перспективных промышленных зон в муниципальных образованиях, где в настоящее время формируется необходимая инфраструктура для реализации инвестиционных проектов. Также включаемся в федеральные программы технопарков, IT-кластеров и  в иные программы, которые есть по отраслевой подведомственности.

Предлагаем инвесторам не только федеральные льготы по налогам, но и ту часть федеральных льгот, которая сохранится в регионе до 2031 года в части ввоза беспошлинной продукции, сырья, материалов и потребительских товаров на  территорию региона. Подготовленная инфраструктура даст возможность инвесторам минимизировать их затраты не только через уменьшение налогов, но и через использование механизмов рассрочки и дешёвого пользования инфраструктурой.

– В каких сегментах реального сектора экономики вы видите наибольшие перспективы развития?

– Концепцией развития промышленности на период до 2015 года, которая принята в прошлом году, определены приоритетные направления развития промышленности региона: производство продуктов питания, судостроение и судоремонт, производство автомобилей, производство строительных материалов, янтарная отрасль.

Выделили отдельное направление – транспортную логистику: морской порт, аэропорт, площадки для автомобилей, склады. Приоритетные направления не  означают, что все усилия будут направлены только на них. Среди наших задач и  формирование привлекательного инвестиционного бизнес-климата, правовая защита инвестора, целевые программы поддержки сельского хозяйства, туризма, транспорта, малого и среднего бизнеса. Эти программы действуют для любого инвестора. Но вместе с тем приоритетные направления развития предполагают нашу помощь и поддержку и в рамках федеральных программ развития.

В частности, взять судостроительную отрасль. Есть стратегия и программа развития судостроительной отрасли в РФ, где зафиксированы мероприятия, подкреплённые финансово в размере более 7 млрд рублей на модернизацию нашего крупнейшего судостроительного предприятия – завода «Янтарь».

– Что даёт региону включение предприятий в федеральные программы?

– Прежде всего включение в федеральную программу развития какого-либо предприятия должно быть обеспечено усилиями наших местных властей по созданию социальной инфраструктуры, устранению технических барьеров, которые присутствуют непосредственно на территории, начиная от ввоза/вывоза продукции, её сертификацией и получения всех необходимых разрешений. Для реализации любого крупного проекта требуется также развитие инженерной, социальной инфраструктуры, в том числе с участием бюджетов всех уровней.

К примеру, компания «Автотор» – основное предприятие регионального автомобилестроения. Она реализует свой проект на условиях общероссийских – то есть не привязанных к механизму особой экономической зоны. Реализация этого проекта минимизирует риски компании по зависимости от таможенных льгот.

К моменту завершения сроков действия льгот в 2016 и в 2031 годах компания планирует модернизировать производство и, перейдя на условия общероссийской промышленной сборки, обезопасит себя и своих работников (жителей региона) от  закрытия и иных социальных потрясений. Мы также надеемся, что этот сектор принесёт дополнительно до 10 тыс. рабочих мест в регион.

– Среди приоритетных направлений вы отметили пищевую промышленность. Что в ней намечается?

– У нас очень хорошие показатели по производству продуктов питания: рыбные, мясные консервы, полуфабрикаты, колбасы, масложировая продукция. Есть собственные технологии и торговые марки, которые зарегистрированы за  российскими компаниями – производителями продукции в нашей области.

Это всё корреспондируется с программой развития сельского хозяйства. Задача – создать альтернативу и отказаться от приобретения импортного сырья, ввозимого в режиме особой экономической зоны. Заместить его местным производством. Развиваются программы растениеводства, например, выращивания такого стратегического продукта, как рапс. Программы по замещению – это программы по  выживанию агропромышленного сектора в условиях вступления в ВТО.

– Инвесторы откликаются?

По сравнению с европейскими правилами у нас менее совершенные процедуры таможенно-пограничного и ветеринарного контроля, на что тратится много времени.

– Переговоры с инвесторами идут непросто. Сказывается нахождение региона за  двумя границами, расхождение во многом в методике сертификации, нетарифного регулирования в области ветеринарии, фитосанитарного контроля, технических регламентов стран Евросоюза. Кроме того, требования по экологическим стандартам размещения производства у нас зачастую жёстче и требуют дополнительной очистки стоков. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным издержкам инвесторов, что их сдерживает.

Тем не менее задача привлечения новых инвесторов является одной из основных в деятельности правительства. Наметились контакты с инвесторами, которые уже выразились в форме договоров о намерениях. Мы обсуждаем сейчас конкретные проекты, привязанные непосредственно к земле, виду продукции, уровню налогообложения, затратам, программам ипотеки для работников будущих хозяйственных предприятий.

Такие мероприятия у нас сведены в единый проект комплексного развития Калининградской области, который мы сейчас согласовываем в федеральных министерствах.

– Регион уже готовит базу для выполнения названных стратегических направлений?

– Да, безусловно. Помимо оказания помощи, к примеру, предприятиям судостроительной отрасли, в социальной инфраструктуре лоббирования интересов наших предприятий в размещении заказа и снятии с них излишних административных барьеров (наиболее серьёзные – это погранично-таможенные процедуры), мы  предлагаем инвесторам комплексы, которые сейчас находятся в областной собственности. Выставляем их на приватизацию. Они имеют удобное расположение с  точки зрения размещения там судостроения, судоремонта (яхты, маломерные суда).

Также в стадии проектного проектирования находится проект ООО «Западная верфь» по созданию верфи для строительства рыболовецких судов. Мы надеемся, что к концу этого года начнётся строительство.

Проводится и совместная работа с нашими госмонополиями – в основном транспортными (подразделениями «РЖД») – и с компанией «Янтарьэнерго». Инвестор заинтересован в минимизации затрат, связанных с транспортными издержками и  подключением к электросетям. Как третья сторона, сводим эти интересы в единые программы.

Самое главное – наша транспортная оторванность от остальных рынков России. В  цене товара она достигает до 10%. Такова разница в стоимости перевозки груза на  1 тыс. километров, например, между регионами страны и между Калининградом и  каким-либо другим городом России.

Дополнительные затраты связаны с необходимостью прохождения контроля сначала на российской, потом на литовской, ещё раз на литовской, потом на белорусской границах, а также с ограниченными возможностями пунктов пропуска. Кроме того, на наш взгляд, по сравнению с европейскими правилами у нас менее совершенные процедуры таможенно-пограничного и ветеринарного контроля, на что тратится много времени. Это и необходимость наличия загранпаспортов у водителей, виз, зелёных карт и выполнения требований Европейского союза к транспортным средствам, которые перемещают груз по его территории. Наши предприятия вынуждены их выполнять и нести дополнительные затраты, которые закладываем в  стоимость продукции, тем самым снижая её конкурентоспособность.

– Что предлагает регион для облегчения таможенно-пограничных процедур?

– Пропускная способность наших пунктов должна соответствовать росту производства, чтобы не стать её сдерживающим фактором. Комплексный подход к  модернизации и строительству пунктов пропуска, создание альтернативных способов перемещения грузов, открытие паромной переправы, расширение и строительство железнодорожных станций – только часть задач.

Надо ставить вопрос о новых технологиях. Всё познаётся в сравнении. Наши предприниматели, которые приобретают и продают продукцию в Европейском союзе, видят, как может быть построена работа.

Проекты «Электронная таможня», «Электронное декларирование», предварительное уведомление уменьшат время прохождения таможенных процедур.

Если мы говорим о привлечении инвестора, то, соответственно, и механизм получения визы для инвестора с целью посещения своего предприятия для технического аудита должен быть несколько иной, чем, например, в Новосибирске. Предприниматель – инвестор из Европы – включает в бизнес-план посещение раз в 2 недели специалистов предприятия, расположенного на территории области, чтобы посмотреть, как идет технологический процесс, провести плановые профилактические осмотры. На оформление разрешения, визы и других документов надо потратить много времени – этот фактор работает не в пользу принятия решения инвестиций в наш регион. Теряется привлекательность нахождения нашей транспортной и логистической инфраструктуры внутри Европейского союза.

Поэтому под потребности инвестора должна работать и инфраструктура, и  визовая поддержка.

– Есть ли особенность в таможенных процедурах с учётом нахождения области внутри Евросоюза?

– Мало того, что эти процедуры трудоёмки внутри Калининградской области, они ещё повторяются, а порой и дополняются требованиями Евросоюза. Наш производитель, когда вывозит продукцию, произведённую в Калининградской области, на остальную территорию России, имеет, по сути дела, два пакета. Первый пакет – для наших контролирующих органов (в лице таможни, ветеринарной и  иных служб). Второй пакет документов, дополнительный – по требованию Европейского союза, где есть свои правила по транзиту ветеринарных, санитарных, «живых» грузов и т.д. Все эти затраты, как я уже говорил, перекладываются на  себестоимость, и теряется конкурентоспособность калининградских товаров на  российском рынке.

– С какими проблемами экспорта ваших товаров в другие страны сталкиваетесь? Что предпринимает регион для поддержки экспорта?

– Около 9% произведённой продукции вывозится на экспорт. Количество стран экспорта достаточно большое – до 90 стран, куда поставляется крупными и мелкими партиями наша продукция. Фактически в регионе с 1996 года создавалась экономика с использованием европейских технологий и оборудования. Но продукция выпускалась под стандарт той страны, куда в последующем вывозилась. Соответственно, работать нам по европейскому регламенту либо по российскому техническому регламенту или ГОСТу, только требует перенастройки оборудования, переобучения менеджмента и т.д. И тут экспортные возможности у Калининграда сталкиваются с теми же проблемами, что и во всей Российской Федерации. Никто не  ждёт нас на рынке Евросоюза и других стран, которые лоббируют интересы собственных производителей.

К российским товарам предъявляются жёсткие требования. Выйти на европейский рынок с сельскохозяйственной продукцией при наличии серьёзного лобби и кризиса в европейской зоне в отношении сельхозпроизводителей – это уже вопрос не  качества, а политики.

Предприятия готовы предложить качественную, конкурентоспособную продукцию. Но здесь необходима помощь государства в продвижении этой продукции и прямое требование об исключении лоббистских действий со стороны не только официальных властей других стран, но и их отдельных регионов.

Понятно, что каждый заинтересован в том, чтобы его продукция продавалась. Но  находятся и общие интересы. Наши польские и литовские коллеги стали активно искать взаимодействие с регионом. У нас тот же европейский ресурс по стоимости энергоресурсов, рабочей силы. В то же время ниже затраты на организацию предприятия, аренду земли, транспортные услуги. Мы очень надеемся, что презентации региона и отдельных предприятий будут способствовать взаимовыгодному сотрудничеству.

В регионе есть программа поддержки различных компаний, включая и средние, и  малые, производящих продукцию на экспорт. Только в этом году её объём составляет более 120 млн руб. Мы компенсируем многие затраты компаний, которые готовят себя к выходу на внешний рынок, например, затраты, связанные с  регистрацией, сертификацией, оформлением и защитой патентов, изобретений, промышленных образов, разработкой торговых марок.

Также мы субсидируем затраты компаниям, которые поставляют свою продукцию на  зарубежные рынки. Есть программа субсидирования процентной ставки по кредитам, направленным на развитие экспортно ориентированных производств, и другие меры поддержки экспорта.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Регионы

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!