С 1 января 2013 г. не подлежат
услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объёма организованных торгов, оказы ваемых маркет-мейкерами.
В настоящий обзор вошли два закона, одно постановление федерального правительства и одно постановление Правительства Москвы
Наибольший интерес, вероятно, может вызвать закон, вводящий новые основания для налоговых льгот. Речь идёт об освобождении от налогообложения НДС некоторых услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарном и валютном рынках. В частности, имеются в виду услуги депозитариев.
Обратим также внимание на одну важную тему – общую для целого ряда нормативных актов. Эта тема – расширение границ Москвы. Наш законодатель начал постепенно создавать правовые условия для использования земель, которые приобрела Москва в результате недавнего расширения её границ
Изменение границ двух субъектов Российской Федерации повлекло, между прочим, и изменения в названиях адресов зданий, сооружений и незавершённых объектов. Об этой стороне дела, наверно, мало кто помнил. А между тем постановлением московского правительства недавно предписано внести изменения в некоторые элементы структуры указанных адресов.
С этим же обстоятельством – изменением границ столицы – можно, очевидно, связать и перенос срока принятия Правил землепользования и застройки Москвы.
Помимо этого, мы посчитали нужным кратко рассказать в обзоре о недавнем постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, в котором раскрываются некоторые важные позиции ВАС по вопросам разрешения споров, связанных с поручительством.
Вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 г. №145−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий освобождение от налогообложения НДС отдельных услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарном и валютном рынках профессиональными участниками рынка.
Так, в частности, с 1 января 2013 г. не подлежат налогообложению НДС следующие услуги:
• оказываемые регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
• оказываемые вышеуказанными организациями, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ);
• по проведению, контролю и учёту товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими соответствующую аккредитацию;
• по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими соответствующей аккредитации;
• по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объёма организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами.
С 1 января 2013 г. не подлежат
услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объёма организованных торгов, оказы ваемых маркет-мейкерами.
Принят Федеральный закон от 29 июня 2012 г. №96−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 1 июля 2012 г.), в соответствии с которым уточняются положения законодательства в связи с расширением территории города Москвы. К наиболее важным изменениям можно, в частности, отнести:
Право преимущественной покупки земельных участков
Согласно изменениям, внесённым в ст. 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», до 1 января 2025 г. при продаже земельных участков из земель с/х назначения, которые отнесены в результате изменения границ города Москвы к землям населённых пунктов, преимущественное право покупки таких земельных участков имеет город Москва.
Эта норма означает, в частности, что все земли, вошедшие в территорию «Новой Москвы», признаются землями населённого пункта город Москва. Федеральное законодательство не устанавливает преимущественного права субъектов РФ на покупку таких земельных участков, однако для присоединённых к Москве территорий сделано исключение из общего правила. Иные ограничения, предусмотренные законодательством об обороте земель с/х назначения (например, ограничения на приобретение участков в собственность для иностранных лиц), не устанавливаются.
Правовой статус лесов
В соответствии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», леса, которые ранее располагались на землях лесного фонда на территориях, включённых в состав внутригородской территории Москвы в результате изменения его границ, решениями уполномоченного органа города Москвы могут быть отнесены к зелёному фонду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В случае отнесения лесопарковых зон и зелёных зон к зелёному фонду требования ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ (о недопустимости изменения границ лесопарковых зон, зелёных зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади), не применяются.
Все земли, вошедшие в территорию «Новой Москвы»,
признаются землями населённого пункта город Москва.
С точки зрения лесного законодательства леса, расположенные в границах населённых пунктов, признаются городскими лесами – подкатегорией защитных лесов. В городских лесах запрещается, в частности, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ). Однако ограничения, предусмотренные ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», сформулированы менее жёстко: на территориях, находящихся в составе зелёного фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического,
В этой связи можно предположить, что, если решением уполномоченного органа власти Москвы леса на новой территории будут отнесены к зелёному фонду, уровень их охраны в определённой степени снизится.
Принудительное прекращение права собственности на с/х участок: определены критерии ухудшения экологической обстановки
Принято Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 г. №736 (далее – Постановление), которым определены критерии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования с/х земельных участков с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с/х земельный участок принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке, в частности при наличии таких критериев:
• загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30. Указанный показатель определяется как сумма отношений фактического содержания каждого загрязняющего вещества, концентрация которого превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, к величине его норматива предельно допустимой концентрации;
• размещение отходов производства и потребления I–IV классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Напомним также, что признаки неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения с/х производства или осуществления иной связанной с с/х производством деятельности в субъектах РФ (это ещё одна формальная причина принудительного прекращения права собственности на участок) были определены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. №369.
Постановление вступило в силу 2 августа 2012 г.
Перенос срока принятия Правил землепользования и застройки Москвы
На 31 декабря 2014 г. (вместо 31 декабря 2012 г.) перенесён срок принятия Правил землепользования и застройки Москвы. До этого срока, в частности, допускаются:
• принятие органами власти решений о резервировании земель;
– изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
– о переводе земель из одной категории в другую;
– а также о подготовке документации по планировке территории при отсутствии генерального плана города Москвы;
• выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы.
Принято Постановление Правительства Москвы от 25.07.2012 г. №352−ПП «Об изменении адресов зданий (строений), сооружений, объектов незавершённого строительства и земельных участков в связи с изменением границ между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» и от 25.07.2012 г. №353−ПП «Об утверждении перечней населённых пунктов и улиц Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, используемых для адресации зданий и сооружений».
Данными Постановлениями, в частности, предписано изменить наименование субъекта РФ и иные элементы структуры адресов (адресных ориентиров) зданий (строений), сооружений, объектов незавершённого строительства и земельных участков на территориях, присоединённых к городу Москве с 1 июля 2012 г. В новую структуру адреса на территории, включённой в состав территории города Москвы, входит:
• наименование субъекта Российской Федерации (г. Москва),
• наименование поселения;
• наименование населённого пункта;
• наименование улицы, номер владения/ здания/ корпуса/ строения/ сооружения.
Следует отметить, что уточнённые сведения об адресе объектов недвижимости должны вноситься в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации такого объекта недвижимого имущества (п. 10.1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Земельный участок принудительно может быть изъят у его собственника
при размещении отходов производства и потребления I–IV классов опасности в пределах земельного участка.
Принято Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством» (далее – Постановление): согласно общедоступной информации (pravo.ru), 12 июля 2012 г. финальный текст проекта данного Постановления был принят Пленумом ВАС РФ без
В данном Постановлении сформулирована позиция ВАС РФ по целому ряду ключевых вопросов, связанных с поручительством.
1. В Постановлении разрешено большинство давних разногласий, относящихся к основаниям прекращения договора поручительства и признания его недействительным.
Так, в Постановлении указано, что по общему правилу не влекут прекращения договора поручительства: реорганизация должника – юридического лица; ликвидация должника – юридического лица; смерть должника – физического лица; смерть поручителя – физического лица.
ВАС РФ признал, что изменение основного обязательства путём увеличения суммы долга перед кредитором или размера процентов по денежному обязательству не прекращает поручительство, в этом случае поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях основного обязательства.
В Постановлении прямо установлено, что заключение индивидуальным предпринимателем договора поручительства без согласия супруга не является основанием для признания поручительства недействительной сделкой.
Данные положения Постановления делают договор поручительства более стабильным и менее уязвимым для обжалования, и, следовательно, поручительство будет обеспечивать интересы кредиторов значительно эффективнее.
Помимо правовых позиций, которые направлены на осложнение судебного оспаривания договоров поручительства, в Постановлении содержится и ряд иных правовых позиций в защиту интересов кредиторов. Например, согласно Постановлению, введение процедуры наблюдения в отношении поручителя или признание его банкротом может свидетельствовать об ухудшении условий обеспечения и являться основанием для заявления кредитором к основному должнику требования о досрочном исполнении обеспечиваемого обязательства по возврату суммы займа или кредита.
В Постановлении содержится и ряд иных правовых
позиций в защиту интересов кредиторов.
2. Постановление по большинству вопросов основывается на прокредиторском подходе, однако, несмотря на это, в некоторых пунктах Постановления защищаются интересы должников и поручителей.
В целях защиты интересов должников в Постановлении сформулирована следующая позиция: когда заключение договора поручительства направлено на причинение вреда должнику, суд может не признать состоявшимся переход к поручителю прав требования к должнику при исполнении поручителем основного обязательства. Под причинением вреда должнику понимаются ситуации, когда, например, кредитор и поручитель заключают договор поручительства в целях перехода от кредитора к поручителю прав требований к должнику в обход запрета уступки в основном обязательстве.
3. Постановление существенно расширяет возможности сторон по согласованию условий поручительства, значительно увеличивая диспозитивность норм по этому договору
Так, ВАС РФ указал, что договор поручительства может быть заключён под условием, например в качестве отлагательного условия в договоре может быть указано изменение состава участников должника, за исполнение обязательств которого отвечает поручитель.
Согласно Постановлению, в договоре поручительства возможно предусмотреть, что поручительство обеспечивает требования, возникающие при признании основного договора недействительным или незаключённым (требования о возврате полученного или возврате неосновательного обогащения). Соответственно, закрепив в договоре поручительства такое условие, участники делового оборота смогут обезопасить себя от признания договора поручительства недействительным в случае недействительности основного договора.
В Постановлении содержатся и иные новеллы, связанные со спорами по поручительству, в том числе по особенностям применения положений о поручительстве при рассмотрении дел об облигациях и о банкротстве.
Мы полагаем, что Постановление будет широко применяться при разрешении судебных споров и послужит основанием для новой судебной практики по поручительству и исполнению обязательств, обеспеченных поручительством.
Андрей
Гольцблат,
Управляющий партнёр Goltsblat BLP
Обзор подготовлен юридической фирмой Goltsblat BLP
Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!