“Говоря о социальном лифте, имеют в виду, что с человеком
Владимир Гимпельсон: «Создание рабочих мест производно от состояния деловой среды»
Директор Центра трудовых исследований, профессор кафедры экономики труда и народонаселения НИУ «Высшая школа экономики» Владимир ГИМПЕЛЬСОН считает, что проблема дефицита квалифицированных кадров часто надумана – предприятия должны активнее участвовать в воспроизводстве человеческого капитала и платить достойную зарплату квалифицированному персоналу.
– Владимир Ефимович, в каких случаях и к кому корректно применять термин «социальный лифт», который сейчас используется вместо слова «карьера»?
– «Социальный лифт» является профессиональным жаргонным обозначением механизмов социальной мобильности. Когда говорят о социальном лифте, обычно имеют в виду восходящую социальную мобильность.
В такой мобильности можно выделить два аспекта. Первый – человек не меняет работу, никуда не переходит, но его доходы растут, поскольку растёт его производительность. Это восходящая социальная мобильность, которая приносит дополнительные доходы, но не связана
Но чаще, говоря о социальном лифте, имеют в виду, что с человеком
Наиболее ярким проявлением того, как работают социальные лифты (я в данном случае говорю в мире в целом), является идея «американской мечты». Человек (независимо от того, кто у него родители и какие у него связи) может подняться достаточно высоко. Президент Обама – воплощение американской мечты и пример «социального лифта».
– Людей с высшим образованием становится больше – рабочих мест для них становится относительно меньше. Получается, что они либо не могут устроиться по специальности (к чему иногда и не стремятся), либо вообще не могут найти работу. Что говорят исследования по поводу занятости трудовых ресурсов?
– Вы затронули большой спектр вопросов. Он относится к людям не только с высшим, но и с начальным и средним профессиональным образованием.
Я бы сказал, что для людей с высшим образованием ситуация относительно лучше. Бытует представление, что у нас много экономистов и юристов,
Если же перейти с уровня высшего образования на уровень среднего или начального профессионального образования – там вообще катастрофа. Получение такого профессионального образования – это не лифт наверх, это лифт вниз
У нас есть соответствующие работы на эту тему, которые были опубликованы. Они назывались «Чему учились и где пригодились».
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о результатах этих исследований.
– Проблема трудоустройства выпускников вузов впервые возникла не у нас. Она была обозначена как серьёзная и социальная, и экономическая проблема в Соединённых Штатах Америки ещё в 1970−е годы. Уже в последней трети XX века там шёл очень быстрый рост доли людей с высшим образованием.
США столкнулись с тем, что, несмотря на то, что образование платное, людей, которые получают высшее образование, становится всё больше, и для них не хватает соответствующих рабочих мест.
Эта проблема получила название «избыточного образования» (overeducation). Вслед за США её стали изучать в странах Европы. Выяснили, что если работник обладает более высокой профессиональной подготовкой, чем требуется на данном рабочем месте, то это означает наличие у него избыточного образования и переинвестирование в человеческий капитал. Однако если полученная подготовка не дотягивает до требований, предъявляемых к его рабочему месту, это означает недостаток образования и недоинвестирование в человеческий капитал.
В обоих случаях возможны потери производительности труда и заработков по сравнению с ситуацией полного соответствия между требуемым и фактическим образованием. В экономических терминах проблема избыточного образования в значительной степени сводится к разнице в зарплатах и потерянных общественных и частных инвестициях. В социальном плане – к росту неудовлетворённости трудом.
В нашей стране интерес к этой проблеме также возник на фоне экспансии высшего образования и свёртывания начального профессионального образования. Людей с начальным профессиональным образованием, выходящих из ПТУ, становилось всё меньше. Однако и структура экономики тоже ведь меняется, быстро сокращается занятость в промышленности, которой требуется всё меньше и инженеров, и людей рабочих специальностей. При этом растёт сектор торговли и услуг, в котором основным действующим лицам высшее или среднее профессиональное образование не требуется. Там, конечно, есть и суперобразованные люди, но в массе типичная фигура торговли – это кассир или мерчендайзер в «Ашане» или «Перекрёстке». Быстро вырос и неформальный сектор, который не предъявляет особого спроса на профессиональное образование.
В итоге происходят такие изменения в структуре занятости, что люди с начальным и со средним профессиональным образованием оказались невостребованными. Поэтому когда мы говорим о том, что люди, получающие высшее образование, могут сталкиваться с проблемами при получении работы – да, это так. Но люди, не имеющие высшего образования, имеют те же самые проблемы в квадрате.
Некоторое время назад мы вместе с сотрудниками Росстата провели анализ профессиональной мобильности россиян с высшим и средним специальным образованием. В нашей выборке, охватывающей всю страну, было примерно 60 тыс. человек, все возрастные группы и виды образования.
Мы увидели, что хуже всех ситуация у лиц, имеющих дипломы инженеров и агрономов. У них наибольший риск нисходящей социальной мобильности, то есть быть не полностью востребованными на рынке труда. Люди со средним специальным техническим образованием проваливаются «вниз» до позиции низкоквалифицированных рабочих, занятых физическим трудом. Эти данные, действительно, тревожны.
Другие проблемы у людей со средним специальным образованием, окончивших педагогические иди медицинские училища. Это в основном женщины, они соглашаются на небольшую зарплату, работая учителями начальных школ, воспитателями детских садов, медсёстрами, – и остаются на таких должностях надолго, так как они другой работы не находят.
– С ростом неформального сектора, не требующего высокой квалификации, очевидно, ухудшалась и структура рабочих мест.
– Конечно! Это очень легко видеть на примере людей, занятых в неформальном секторе. Их доля в начале 2000−х годов была примерно 10–12%, сейчас – около 20%. Другой показатель: по данным Росстата, в России всего занято около 70 млн человек, а количество людей, работающих в разных организациях – юридических лицах, – около 45 млн. То есть 25 млн – это люди, которые работают в нерегулируемом и социально незащищённом секторе. Очень многие из них заняты довольно примитивным трудом.
Если мы посмотрим на ситуацию занятости внутри юридических лиц, мы увидим, что обрабатывающая промышленность, в которой всегда наблюдался основной спрос на инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих, непрерывно сокращается. Именно под нужды обрабатывающих отраслей исторически формировалась система подготовки кадров.
“Проблема избыточного образования сводится к разнице в зарплатах и потерянных общественных и частных инвестициях.”
Понятно, что квалифицированные люди есть везде: и в торговле, и в строительстве, и в ЖКХ.
– Вы сказали о невостребованности рабочих, но почти все предприятия отмечают дефицит кадров, особенно квалифицированных.
– Мы изучали проблему дефицита кадров. Из моей статьи «Нужны ли нашей промышленности квалифицированные рабочие? История последнего десятилетия» следует ответ «не нужны». Существует миф о дефиците. Он, кстати, тоже широко обсуждался в мировой литературе на примерах других стран в 1960−е годы.
Если рассуждать чисто теоретически, экономист не может представить себе, как может быть дефицит некоего ресурса или блага, если цена на это благо является гибкой, а само это благо или ресурс не являются физически ограниченными по природе своей.
У нас в стране очень гибкая зарплата. Это означает, что она легко идёт вверх или вниз, позволяя рынку труда легко подстраиваться. Если есть
– Они и сейчас говорят об этом.
– Не надо всем верить на слово. Надо смотреть на то, что они реально делают. Если предприятие жалуется на дефицит, то посмотрите, как оно пытается его устранить. Повышает зарплату? Переобучает имеющихся работников? Модернизирует производство? Улучшает условия труда? Очень часто жалобы на дефицит не сопровождаются никакими действиями. Это заставляет сомневаться в истинности этих жалоб. В большинстве случаев, если предприятия предложат зарплату в 1,5 раза выше, они всех найдут – и токарей, и слесарей, и прочих рабочих.
Мы проводили не одно обследование на эту тему на промышленных предприятиях различных отраслей – история примерно одна и та же. Больше всех об этом говорят те, кто влачит жалкое
Многие ссылаются на то, что ПТУ закрылись. Но во второй половине 2000−х годов было массовое возвращение на рынок труда людей старших возрастов
Другое дело, что на дефицит могут жаловаться и предприятия очень успешные. Но им нужны не просто квалифицированные люди, им нужны суперквалифицированные люди.
В условиях конкуренции каждый хочет хорошего специалиста заменить на отличного, отличного – на выдающегося, выдающегося – на не имеющего себе равных в мире. Это естественная вещь, и с этим сталкиваются все страны.
Есть и другой аспект этой проблемы. Когда работодатели говорят: «Не хватает квалифицированных людей», что они имеют в виду? Они полагают, что
Компании должны быть готовы к тому, чтобы инвестировать в корпоративное обучение. Но делают ли они это? Если мы сравним Россию с другими странами, мы видим, что масштабы обучения и переобучения на наших предприятиях мизерные. Европейская компания может ежегодно переобучать в среднем треть персонала. А в российской компании выясняется, что несколько человек съездили на двухдневный или в лучшем случае двухнедельный семинар, совмещённый с отдыхом, тем самым и ограничилось обучение.
Почему компании не инвестируют? Потому что их руководители несознательные, неразумные? Конечно, нет! Потому что они рациональные. Затраты на обучение – это большие затраты. Это означает, что у предприятий должен быть длинный горизонт, руководство должны быть уверено, что их собственность не будет отнята и через некоторое время затраты окупятся. Инвестиции в человеческий капитал – это дополнение к инвестициям в технологии. Если нет вложений в технологии, зачем тогда инвестировать в персонал?
– Почему такая неуверенность в перспективах?
– Всё дело
Если взять в целом по стране, то нельзя сказать, что рабочие места не создаются. Но количество ушедших рабочих мест ежегодно превышает количество вновь созданных.
О том, что ликвидация рабочих мест устойчиво доминирует над созданием, мы отметили в статье «Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения» (выполненной в соавторстве с моим коллегой Ростиславом Капелюшниковым и начальником Управления статистики труда, науки, образования и культуры Росстата Зинаиды Рыжиковой). Когда старое, неконкурентоспособное производство закрывается – это разрушение. Но если на его месте (или рядом) возникает новое и современное – это созидание. Можно гордиться, что создано 100 тыс. рабочих мест, но не надо забывать, что при этом потеряно 120 тыс. Эти два процесса: создание и ликвидация, введение новых предприятий и закрытие старых предприятий – они всегда должны идти параллельно и быть синхронизированы. Если мы будем ликвидировать старые и не создавать новые, мы получим огромную безработицу или неформальный сектор. Если мы будем создавать новые в большом количестве и не ликвидировать старые, мы столкнёмся с дефицитом рабочей силы.
“У нас в стране очень гибкая зарплата. Это означает, что она легко идёт вверх или вниз, позволяя рынку труда легко подстраиваться.”
Социальные лифты работают, когда экономика создаёт рабочие места, причём хорошие, с возможностью платить нормальную зарплату.
– Мы катастрофически отстаём по производительности труда от развитых стран, примерно в 3–4 раза. Есть ли общее решение этой проблемы?
– Вернёмся к теме созидательного разрушения. Она тесно связана с производительностью труда. Если
Главная тема
- Кадры решают всё. Если они есть…
- Алексей Рахманов: «Правильные кадры решают всё»
- Михаил Курцер: «Набором кадров необходимо управлять»
- Анатолий Москаленко: «Профессиональные компетенции – это факторы экономического успеха»
- Елена Авраамова: Представления работодателя о качестве подготовки специалистов
-
Евгений Неделин: «Тренинг – это учёба ради улучшения
бизнес-показателей» - Александр Лейбович: «Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций»
- Владимир Гимпельсон: «Создание рабочих мест производно от состояния деловой среды»
- Борис Давидович: «Мы ставим задачи школьникам немного выше их возможностей»
- Ирина Гурьянкина: «Ребёнок должен быть счастлив в школе»
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июле-августе. Пессимизма меньше?
- Алексей Кондратьев: Человеческий капитал в российской экономике: консервация или инновации?
- Александра Андреева: Когда кадры решают: «Всё!»…
- Андрей Гольцблат: Обзор законодательства за июль–август 2012 г.
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Зураб Церетели: «Настроение у профессионала должно быть всегда!»
- Александр Костюк: Ода «красному директору»
- Александр Добровинский: Кадры, гуляющие сами по себе
- Подберёзовики. Летопись приёмной семьи
- Крымск. Территория горя
-
Бизнес-дневники / Общество
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного производственного бизнеса
- Саид Амиди: «Идите и стройте!»
-
Светлана Ожогина: Привлечение специалистов
и топ-менеджеров в стартап-проекты - Ирина Эльдарханова: Шоколадные подарки на все случаи жизни
- Как превратить мероприятие в успех
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Автопром: надежды на зарубежных партнеров
- Альфия Когогина: «Спорить на тему, нужен ли нам автопром, – несерьёзно»
- Маркус Озегович: «Мы верим в Россию, и она отвечает нам взаимностью»
- Игорь Титов: «Бизнес идёт туда, где созданы условия для его развития»
- Олег Калинский: Кто будет работать на автопром?
- Есть что вспомнить
- Вячеслав Приходько: «Нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд»
-
Бизнес-дневники / Отрасль