голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Сентябрь 2012 / Главная тема

Кадры решают всё. Если они есть…

Бизнес не менее активно жалуется на нехватку кадров нужной квалификации, даже в кризисные годы дефицит кадров устойчиво входил в первую тройку основных ограничителей для развития компаний. При этом, как это характерно для стран с рыночной экономикой, нехватка кадров сочетается с безработицей.
Так насколько критичны проблемы рынка труда для текущей и перспективной конкурентоспособности российской экономики?

Если они есть…

Когда речь идёт о кадрах или рынке труда, эксперты любят начинать с негатива – нет кадров нужной квалификации, на рынок труда попадает слишком много выпускников слабых вузов, среднее профессиональное образование «убили», впереди демографическая яма – работать будет некому, трудовое законодательство негибкое (или, наоборот, даёт работодателям слишком много возможностей для злоупотребления своими правами при возникновении конфликтных ситуаций с  работниками), российский бизнес социально безответственный и не думает о своих работниках, в России неприемлемо низкая производительность труда. Точный список «кадровых страшилок» зависит от эксперта.

А есть ли кадры?

Первый базовый вопрос – «физическая» нехватка кадров. Если посмотреть сценарные условия долгосрочного прогноза до 2030 г. (сам прогноз должен быть готов к 1 декабря 2012 г.), то становится очевидным, что численность экономически активного населения к 2030 г. серьёзно сократится – на 5,6 млн человек по сравнению с 2011 г. (и это если брать оптимистичный сценарий).

 

Теоретически компенсировать нехватку рабочих рук можно за счёт роста производительности труда – пока её уровень далёк от оптимального.

Судя по прогнозу Минэкономразвития России, к 2015 г. производительность труда вырастет на 18,5% по сравнению с 2011 г. Соответственно, шансов на  реализацию поставленной в майском Указе Президента РФ задачи увеличить к 2018 г. производительность труда на 50% по сравнению с 2011 г. немного (только если начиная с 2016 г. производительность «как прыгнет…»).

Дополнительное узкое место – необходимость значительных инвестиций в  модернизацию (не только технологическую), обучение-переобучение персонала, без которых производительность труда в России не вырастет.

Вопрос внешней миграции как путь решения проблемы нехватки кадров слишком чувствителен для России. Несмотря на то, что в этом году, наконец, принята более-менее взвешенная Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., проблема остаётся. Недостаточно принять правильный стратегический документ, его необходимо реализовать. Кстати, если посмотреть на  структуру трудовой миграции в Россию (легальной), можно увидеть, что за 15 лет доля иностранных работников из Таджикистана в общем объёме трудовых мигрантов возросла более чем в 30 раз, Узбекистана – в 24 раза, тогда как Украины –  сократилась в 3 раза.

В общем, можно согласиться, что риск «физического» дефицита кадров есть, и  он нарастает, а однозначного и всеми поддерживаемого пути решения проблемы не  существует.

В такой ситуации необходимо спуститься с макроуровня и посмотреть, где работают основные «рабочие руки» сейчас и кого не хватает российской экономике.

Структура рынка труда

Российская экономика радикально изменилась за последние 20 лет, трансформации не могли не затронуть и рынок труда. Ещё в 1995 г. в  государственном секторе экономики трудилось больше людей, чем в частном. Но  процесс приватизации, с одной стороны, успешное развитие частного сектора – с другой, сделали своё дело: частный сектор стал основным работодателем в  экономике.

А вот секторальная структура далека от оптимальной. Наибольшее количество рабочих мест в России создано в секторе оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. При этом по уровню оплаты труда он явно не относится к лидерам –  средняя зарплата в секторе ниже средней по экономике.

Аналогичная ситуация наблюдается и в случае второго по доле занятых сектора – обрабатывающей промышленности, где средняя зарплата также ниже средней по  экономике. Только в производстве кокса и нефтепродуктов, химическом производстве, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий оплата труда выше средней по стране. Самые низкие средние заработные платы – в текстильном и швейном производстве (10,3 тыс. руб. в  месяц).

Кстати, в госуправлении средняя заработная плата превышает среднюю по  стране, в отличие от сектора образования и здравоохранения, где в 2010 г. средняя зарплата не дотягивала даже до 26 тыс. руб. Но лучше всего, конечно, работать в финансовом секторе, где средний уровень зарплат в 2010 г. превышал 50 тыс. руб.

Интересно сравнить структуры рынка труда в России и за рубежом. В России сравнительно велика доля занятых в сельском хозяйстве (из рассматриваемых стран только в Белоруссии она выше) и торговле (здесь мы лидеры), невелика – в здравоохранении и финансовом секторе.

При этом структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности не всегда совпадает со структурой занятости. Наиболее ярко это проявляется в добыче полезных ископаемых «со знаком плюс» и образовании «со знаком минус».

Дополнительное узкое место – необходимость значительных инвестиций в модернизацию

(не только технологическую), обучение-переобучение персонала, без которых производительность труда в России не вырастет.

Кто в такой ситуации не может найти работу? Никаких отклонений от стандарта нет – тяжело устроиться молодёжи (на лиц в возрасте 20–29 лет приходится 36,4% безработных), при этом самые высокие значения приходятся на группу 20–24 года.

Если посмотреть на структуру безработицы по уровню образования, треть безработных приходится на лиц со средним (полным) общим образованием, и это неудивительно.

Дальше начинается гендерная специфика. У мужчин велика доля безработных с  начальным профессиональным образованием (22,8% от общего числа безработных), у  женщин – со средним профессиональным образованием (25% от общего числа безработных). Что также интересно – доля безработных с высшим профессиональным образованием у женщин выше на 5 п.п., чем у мужчин.

Образование: пусть меня научат… Чему?

Число образовательных учреждений начального профессионального образования за  20 лет сократилось в 2 раза, количество вузов – увеличилось более чем в 1,7 раза. Число заведений среднего профессионального образования за тот же период незначительно выросло, что отчасти связано со стремлением «поднять уровень» –  трансформировать учреждение начального профессионального образования в  среднее.

Количество обучающихся в целом следовало той же тенденции, что и количество образовательных учреждений. Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования незначительно выросла, начального профессионального образования – сократилась более чем в 1,8 раза. А вот количество учащихся в вузах выросло намного существеннее – более чем в 2,5 раза.

Лучше всего, конечно, работать в финансовом секторе,

где средний уровень зарплат в 2010 г. превышал 50 тыс. руб.

Одновременно более чем в 2 раза увеличился конкурс при поступлении в вузы, тогда как в отношении учреждений среднего профессионального образования он  снизился, хотя после «дна» 2008 г. (131 человек на 100 мест) ситуация несколько выровнялась (143 человека на место в 2011 г.), но по-прежнему не доходит даже до уровня 1,5 человека на место.

Всплеск уровня конкурсности в вузах в 2009 г. во многом связан с  полномасштабным переходом на Единый государственный экзамен.

При этом российское образование недостаточно востребовано за рубежом. За  последнее десятилетие удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования увеличился с 1,4% на начало учебного года 2000/01 гг. (около 59 тыс. человек) до 2,3% (126 тыс. человек) на начало учебного года 2011/12 гг., но это всё равно немного.

Востребованным российское высшее профессиональное образование можно считать в странах СНГ (более половины студентов), особенно в странах Таможенного союза.

Несмотря на некоторое снижение уровня текущей озабоченности компаний нехваткой кадров нужной квалификации, анализ потребностей респондентов в  различных категориях работников по уровню образования ещё раз подтвердил несбалансированность рынка труда (и образовательных услуг).

Гуманитариев (в широком смысле этого слова) на рынке труда достаточно, особых проблем с тем, чтобы укомплектовать штат, не возникает. Но если речь идёт о специалистах технического профиля, компании сталкиваются с серьёзными сложностями. Что интересно – больше всего компаниям не хватает специалистов с  высшим техническим образованием (63% компаний заявили о нехватке специалистов), второе почётное место – у рабочих со средним профессиональным образованием (61% опрошенных не может укомплектовать штат), третье (и здесь ситуация явно лучше) – специалистов со средним техническим образованием.

Так что утверждение, что доля лиц, получающих высшее образование, необоснованно велика, не совсем корректно. Работодатели получают специалистов с  высшим образованием не по тем специальностям и не того качества, в которых нуждаются.

Следующий уровень – рабочие с начальным профессиональным образованием. С  одной стороны, у большинства компаний штат укомплектован или даже наблюдается избыток рабочих (кстати, здесь стоило бы вспомнить о необходимости повышать производительность труда), с другой – более 40% компаний не могут их найти на  рынке.

Если оценивать потребность компаний в работниках по профессиональным группам, картина будет похожей. Компании не могут решить проблему нехватки квалифицированных рабочих. Специалисты высшего уровня профессиональной квалификации также в дефиците. Как ни странно, компании сталкиваются с  нехваткой высококвалифицированных специалистов и топ-менеджмента. Т.е. квалифицированных управленцев тоже не хватает, что возвращает нас к вопросу о  качестве высшего профессионального образования.

А с неквалифицированными рабочими или поиском работников сферы обслуживания проблем скорее нет.

Подобная нехватка персонала по ряду направлений ставит вопрос о  целесообразности привлечения иностранных специалистов.

Нет ничего удивительного, что компании в первую очередь привлекают иностранный персонал по наиболее дефицитным направлениям – квалифицированные работники, высшие управленцы и высококвалифицированные кадры. Правда, это не  очень «бьётся» со структурой миграционных потоков, которую даёт Росстат и ФМС России, что отчасти может объясняться некоторым «лукавством» опрашиваемых РСПП компаний, отчасти – некоторым искажением выборки (в опрос попадают только члены РСПП).

Трудовые конфликты и социальная ответственность как часть политики по повышению конкурентоспособности компаний

Пик трудовых конфликтов, доведённых до крайней точки, – забастовки –  приходился на 1995 г. Если не считать некоторого всплеска забастовочной активности в 2005 г., наблюдается однозначное снижение и доли организаций, где проходили забастовки, и количества участников забастовок.

Российский бизнес не столь социально безответственен, как многие думают. Остановимся лишь на тех вопросах, которые имеют отношение к работникам, бывшим (или будущим) работникам и в целом рынку труда.

Самая популярная у компаний часть социально ответственной политики –  социальные программы для собственных работников. Согласно ежегодному опросу РСПП по состоянию делового климата, в 2011 г. чуть менее 80% опрошенных компаний реализовывали социальные программы для работников. В 2012 г. ежемесячный индекс деловой среды РСПП давал по аналогичному показателю среднее значение около 60% компаний.

В любом случае и альтернативные опросы, и результаты всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» подтверждают –  компании действительно тратят довольно значительные средства на социальные программы. Естественно, речь идёт не только о «кадровом блоке» – более 70% компаний, опрошенных РСПП, помогают школам, больницам, детским домам, другим социальным учреждениям, не находящимся на балансе компании.

В отношении работников на многих компаниях действует формализованная система – коллективные договоры. Это позволяет оказывать поддержку работникам не из прибыли, а относить такие расходы на себестоимость.

В него включаются обязательства работников и работодателя от формы, системы и размеров оплаты труда до экологической безопасности, от вопросов переобучения и условий высвобождения работников до оплаты питания работников, не говоря об  отказе от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

Нагрузка на труд. Сколько можно и сколько нужно?

Для работников с точки зрения налогов в России сверхблагоприятная ситуация –  плоская шкала подоходного налога на низком уровне (13%) с многочисленными вычетами – стандартными, социальными (включая образовательный), имущественными и т.д.

С системой обязательного социального страхования ситуация немного другая. Работодатель уплачивает в Пенсионный фонд РФ 26% от фонда оплаты труда, в Фонд социального страхования РФ – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%. С заработных плат, превышающих установленные пороговые значения, платится 10%.

С одной стороны, в ряде стран ставки соответствующих налогов или платежей во  внебюджетные фонды существенно ниже, с другой стороны, в Казахстане базовая ставка социального налога – 11%. В Белоруссии размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют для работодателей 28%; для работающих граждан – 1%. Размер обязательных страховых взносов по  страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребёнком в возрасте до 3 лет и т.д. – 6%.

Тяжело устроиться молодёжи,

при этом самые высокие значения приходятся на группу 20–24 года.

Повышение качества человеческого капитала

Государство, безусловно, осознаёт проблему низкой производительности труда и  кадрового дефицита в перспективе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая на  сегодняшний день является единственным долгосрочным программным документом, развитию человеческого потенциала отведено ведущее место. А возрастание в мире роли человеческого капитала как фактора экономического развития определено в  качестве одного из глобальных вызовов предстоящего долгосрочного периода. Для успешного достижения Россией целевого уровня экономического и социального развития планируется обеспечить преодоление следующих негативных тенденций в  развитии человеческого потенциала:

• сокращение численности населения и уровня занятости в экономике;

• растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

• низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

В качестве направлений государственной политики, которые должны способствовать достижению этой цели, называются и демографическая политика, и  повышение качества здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, и развитие рынка труда, и повышение доступности жилья, и развитие социальных институтов, и социальная политика, молодёжная политика, и развитие пенсионной системы, и повышение экологической безопасности. Сложно спорить с  тем, что при наличии значимого прогресса по всем этим направлениям у России есть все шансы выйти на лидирующие позиции по качеству человеческого капитала.

Если спускаться на уровень более конкретных программных документов, то  интересно проанализировать реализуемые меры в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., а также планируемые шаги в  рамках недавно утверждённой Президентом РФ «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Число образовательных учреждений начального профессионального образования за 20 лет сократилось в 2 раза,

количество вузов – увеличилось более чем в 1,7 раза.

В качестве цели программы определено обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, а в числе задач программы – модернизация общего и  дошкольного образования как института социального развития, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с  потребностями рынка труда, развитие системы оценки качества образования и  востребованности образовательных услуг,

При этом за 5 лет на разработку и внедрение программ модернизации систем профессионального образования регионов планируется потратить почти 18 млрд руб., на улучшение материально-технической базы профессионального образования –  30,9 млрд руб., на создание единой информационной системы сферы образования –  8,6 млрд руб., на поддержку объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов – 15,1 млрд руб., на развитие и внедрение независимой системы оценки качества образования –  8,4 млрд руб.

Для работников с точки зрения налогов в России сверхблагоприятная ситуация –     

плоская шкала подоходного налога на низком уровне (13%) с многочисленными вычетами.

Частично это средства утверждённых ранее и уже реализуемых приоритетного национального проекта «Образование» на 2011–2013 гг. и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Что же касается источников финансирования программы, то из общего объёма средств, предусмотренных на её реализацию (140,8 млрд руб.), примерно половина будет выделена из бюджетов субъектов РФ, немногим менее – из федерального бюджета. Объём финансирования из  внебюджетных источников составит около 12%.

Также предполагается, что до 31 декабря 2012 г. будет утверждена государственная программа РФ «Развитие образования» в рамках работы по переходу к «программному бюджету».

Но человеческий капитал может быть не только отечественный, но и импортный, и его импорт призвана регулировать миграционная политика. Исторически сложилось так, что парадигма российской миграционной политики была далека от  дружественной и, напротив, носила заградительный характер.

 

Больше всего компаниям не хватает специалистов с высшим техническим образованием

(63% компаний заявили о нехватке специалистов), второе почётное место – у рабочих со средним профессиональным образованием.

С другой стороны, масштабы нелегальной миграции оставались на высоком уровне. Получался известный парадокс: жёсткость законодательства компенсируется необязательностью его исполнения, а процедуры мешают только законопослушным мигрантам.

Движение в направлении либерализации миграционного законодательства началось в 2010 г., когда в российском миграционном законодательстве появилось понятие «высококвалифицированных специалистов», для которых были введены существенные льготы: трёхлетние разрешения на работу и рабочие визы, ускоренные сроки рассмотрения документов, освобождение от квотирования и статус налогового резидента, упрощённый режим учёта по месту пребывания.

Идеология выборочного подхода к различным категориям мигрантов сохранена в  новой концепции миграционной политики, хотя, вопреки ожиданиям, государство так и не решилось отказаться от системы квотирования. Вместо этого было решено пойти по пути модернизации и упрощения этой системы.

 

Обнадёживает и тот факт, что целями миграционной политики (после обеспечения национальной безопасности, конечно) названы стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ, а также обеспечение потребности экономики страны в рабочей силе.

Фигурируют в Концепции и такие правильные шаги, как упрощение правил въезда и пребывания иностранных граждан, прибывающих в деловых целях, а также для предпринимателей и инвесторов, содействие внутренней миграции, обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и  образовательным услугам в зависимости от их правового статуса и др.

Если заложенные в Концепции принципы будут применяться на практике, есть шансы, что ситуация всё же будет меняться.

Из последних практических шагов, направленных на решение наиболее актуальных кадровых проблем российской экономики, заслуживает упоминания Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы».

В соответствии с данной программой планируется за 3 года повысить квалификацию не менее 15 тыс. специалистов на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом. Важно то, что программа реализуется на принципах государственно-частного партнёрства, то есть компании, направляющие специалистов на обучение, берут на себя не менее 50% расходов. Объём финансирования программы из федерального бюджета составляет 750 млн руб., в том числе в 2012 г. – 200 млн руб., в 2013 г. – 350 млн руб., в 2014 г. – 200 млн руб.

Также предполагается утвердить до 1 декабря 2012 г. комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов.

Этим перечень стратегических документов не ограничивается. Разрабатывается дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» в  рамках Национальной предпринимательской инициативы на площадке АСИ, ведётся подготовка профессиональных стандартов с соответствующей корректировкой нормативной правовой базы. В частности, Правительство РФ совместно с  общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с  привлечением учёных РАН и международных экспертов должно представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования.

Один из важнейших стратегических документов для кадровой сферы – Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», предусматривающий ряд важных инициатив, от проведения до  конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений до осуществления к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, включая повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по  инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям.

Кроме того, Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и общероссийскими объединениями работодателей поручено проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путём преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.

Целевые показатели в Указе – вхождение к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов; увеличение к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37% и ряд других. Так что стратегических задач и  документов, где они зафиксированы, хватает.

Вместо заключения

Человеческий капитал – это один из тех вопросов, который невозможно рассматривать вне контекста, состоящего из совокупности социальных, экономических, политических, культурных, исторических и прочих факторов. Можно принять хорошие законы и программы, но производительность труда от этого вряд ли сделает скачок.

Компании будут по-настоящему инвестировать в обучение персонала, улучшение условий труда, модернизацию производства и создание новых рабочих мест, создание системы оценки и контроля качества профессионального образования только тогда, когда бизнес будет защищён. Безусловно, бизнес и риск – понятия неразрывные, однако вряд ли рекордные показатели бегства капитала в 2012 г. могут быть полностью списаны на стандартные риски предвыборного периода.

В документе со сложной судьбой – Стратегии-2020 – результате годичных обсуждений с участием ведущих экспертов о будущем России, человеческий капитал положен в основу построения новой модели экономического роста. Однако для достижения этой цели необходимо не только поменять парадигму социальной политики или осуществить налоговый манёвр, повысить гибкость трудового законодательства или модернизировать профессиональное образование, нужно, чтобы кардинально преобразился деловой климат. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!