голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Сентябрь 2012 / Главная тема

Ирина Гурьянкина: «Ребёнок должен быть счастлив в школе»

Частные школы появились сравнительно недавно, в постсоветской России. Постепенно они прочно вошли в образовательное пространство и завоевали популярность, так как в них обычно небольшая наполняемость классов, не более 12–15 человек, а самое главное, есть возможность индивидуального обучения. Ирина ГУРЬЯНКИНА, директор частной школы «Сосны», все выпускники которой поступают в лучшие вузы страны, высказала своё мнение о проблемах современного образования и рассказала о своей школе.

«Ребёнок должен быть счастлив в школе»

– Какие, по вашему мнению, плюсы-минусы в современном образовании?

– Понятие «современная школа» я бы уточнила: школа может быть либо хорошая, либо плохая. Для кого-то «современная» означает наличие плазменного телевизора, для другого – интерактивные доски, ноутбуки, iPad в каждом кабинете, однако не  этим измеряются достоинства школы. Наличие техники в ней вторично.

Ребёнок должен быть счастлив в школе и стремиться в неё. Мне приятно, когда родители приезжают забирать ребёнка, он говорит: «Я не поеду. Ещё хочу остаться здесь».

Это самый лучший показатель того, что действительно в школе ребёнку хорошо. У ребёнка не должно быть панического страха перед предметом или учителем. Мы  стараемся создать для детей атмосферу психологического комфорта.

А то, что касается реформ в образовании, то можно сказать, новое и незнакомое всегда пугает, и естественно, что у общества первая реакция на реформу была отрицательная. Такие жаркие споры разгораются потому, что изменения, которые происходят, касаются прежде всего наших детей. А это ведь не внедрение новых технологий в промышленности, где если не получилось, то  в худшем случае потеряли время и деньги. Цена ошибки слишком велика, поэтому так часто звучит фраза о потерянном поколении. Но только жизнь расставит всё на  свои места, надо время, чтобы можно было объективно оценить все «плюсы» и  «минусы» нововведений.

Цена ошибки слишком велика, поэтому так часто звучит фраза о потерянном поколении.

О чём жалею, так это о том, что мы потеряли какой-то стержень. Да, мы даём хорошие базовые знания, но тот идеологический связующий элемент, проходивший через всё обучение в советской школе (октябрёнок, пионер, комсомолец), сейчас утрачен. Конечно, в ней было много спорных моментов, например, касающихся целесообразности изучения истории КПСС, материалов партийных съездов и пр. Но  была идея – патриотическое воспитание, гордость за победы, за трудовой героизм народа.

– Вы стараетесь как-то компенсировать в школе этот пробел?

– Да, делаем это обязательно. Но нам нужна система такого воспитания, причём не в отдельно взятой школе и не разовыми акциями.

Наше телевидение показывает в основном боевики. Вспоминаем про ветеранов войны и начинаем помогать им, когда приближается 9 мая, рассказывая о них и  показывая военные фильмы. А ведь детям по-настоящему интересны люди и факты из  военной поры – это очень востребовано ими.

Мы регулярно проводим в школе такие встречи (не на протяжении апреля-мая, условно говоря, а целого года) и видим, как у детей горят глаза от рассказов ветеранов.

У нас есть серия литературных альманахов, сделанных нашими детьми с участием родителей и взрослых. Среди них есть замечательный выпуск, посвящённый дню Победы. В каждой семье кто-то прошёл войну, об этом и рассказали наши дети. Они сами пишут, делают иллюстрации и рецензируют.

Часто организуем экскурсии по историческим местам Подмосковья, Москвы и  других городов, что также считаем одной из форм патриотического воспитания.

– Каких незыблемых правил придерживаетесь в школе?

– Дети есть дети. Сами понимаете – без драк никто не вырастал. Мы так же  влюбляемся, ссоримся, спорим. Но есть проступки, которые не прощаются, за  которые наказываем очень строго, вплоть до исключения. Например, как принято сейчас говорить, за разжигание межнациональной розни. У нас светская школа, и  неважно, какого ты вероисповедания, о человеке надо судить не по национальности, а по поступкам. Ни в коем случае старшие не должны унижать младших, сильные – слабых.

– На чём строятся отношения между учителями и  учениками?

– На полном взаимном уважении. Некоторые думают, что в частной школе «балом» правят родители и дети. Но это далеко не так. У нас учителя не потерпят хамства и грубости со стороны учеников. Но и в ответ никакого крика, естественно. Ребёнок и учитель должны быть интересны друг другу, прежде всего. Мы стараемся создать в школе атмосферу доверительных отношений между учителями и учениками, а также между самими учащимися.

Учитель должен не только учить, но и учиться у них. Не забывайте, что взрослые учатся у детей только хорошему, а дети все вредные привычки берут у  взрослых.

Нельзя оставлять ребёнка в состоянии безысходности и беспомощности. Не  люблю, когда слышу: «Я не понял», а в ответ от учителя: «Сядь и прочитай ещё раз».

Ребёнок, конечно, прочитает, но вряд ли поймёт и обратится ещё раз за  помощью к учителю. Лучше попытаться разобраться вместе.

Ну и, конечно, дети любят тех, у кого есть чувство юмора. Нотации, нравоучения – не в чести.

– Есть ли в школе какие-то свои методики в обучении?

– В начальной школе в основном используем активные методы обучения: индивидуальные и групповые. Дети любят ролевые и деловые игры. В средних и  старших классах появляются лекционные занятия, семинары и зачёты, то есть начинаем готовить детей к учёбе в вузе. Определяющей является максимальная связь с жизнью, практическое применение полученных теоретических знаний; они не  должны лежать мёртвым грузом. Ребёнок должен знать, когда и где ему это может пригодиться.

– У вас есть какая-то специализация классов?

– Нет, мы даём базовую подготовку примерно до 9−го класса. Английский у нас преподаётся по программе спецшколы. Его надо знать как само собой разумеющееся. Планируем ежегодное проведение семинаров с носителями языка. Немецкий и  французский языки изучаются с 5−го класса. По желанию родителей и учеников могут изучаться с 1−го класса.

Есть проступки, которые не прощаются, за которые наказываем очень строго, вплоть до исключения.

В 10−х и 11−х классах обучение практически по индивидуальным планам в  зависимости от направления, которое выбирает ученик. Небольшая наполняемость классов позволяет реализовать такое обучение. Максимально усиливаем предметы, которые учитываются при поступлении в вуз. Особенно математику, чтобы сократить большой разрыв между школьной и вузовской программами.

– У вас практически все поступают в вузы?

– Да, 100%−ное поступление учеников на бюджетные или на коммерческие места. Конечно, у нас есть и «звёздочки», кто заканчивает школу с медалью, и их рады видеть в числе своих студентов ведущие вузы. Есть и свои победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

– В какие вузы поступают выпускники школы? И поступают ли они в  зарубежные вузы?

– Наши дети чаще выбирают Высшую школу экономики (наша школа является базовой для неё), МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Московскую государственную юридическую академию.

Поступают в магистратуру в зарубежные университеты, но, как правило, после окончания бакалавриата в российских вузах.

– С ЕГЭ справляетесь?

– Когда ЕГЭ только ввели, вначале была некоторая неуверенность. Потом поняли, что ничего страшного в нём нет. Согласитесь, качественно подготовить к  сдаче трёх-четырёх предметов гораздо проще, чем научить писать сочинение на  семи-восьми листах, а потом ещё сдать вступительные экзамены в формате выбранного вуза.

– Вероятно, в этом тоже есть недостаток?

– Есть, конечно. Дети не умеют говорить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. И виноваты в этом всё равно мы, взрослые. Когда я увидела в книжном магазине «Преступление и наказание» в картинках (комиксы) – вот это преступление. А краткий пересказ «Войны и мира»?.. Да пусть ребёнок лучше прочитает роман через две-три страницы, т.е. пропуская описание природы, – хоть книгу в руках подержит.

– Родители понимают, что, если они привели к вам детей в частную школу, это вовсе не означает, что вы будете снисходительны к ним из-за платного обучения?

– Действительно, было время, когда частные школы грешили, ставя незаслуженно высокие оценки ученику. Сейчас поменялось отношение и у преподавателей, и у родителей, пришло глубокое осознание необходимости учить ребёнка и оценивать по  знаниям, как заслужил. Это же только на благо его будущего. Без образования сейчас никуда не продвинешься, несмотря на все регалии родителей. И дети в  основном понимают, для чего нужно учиться.

Когда я увидела в книжном магазине “Преступление и наказание” в картинках (комиксы) –   вот это преступление.

Школа воспитывает стремление к постоянному образованию и самообразованию и  стимулирует тех, кто хорошо учится, – отличники поощряются стипендией. И дети ведь стараются получить её, несмотря на хорошее благосостояние родителей! Они понимают, что сейчас компания лучше возьмёт молодого человека «без роду, без племени», который будет трудиться с отдачей на компанию, чем платить зарплату ребёнку своего друга или знакомого.

– Марку стараетесь держать?

– Конечно, сейчас высокая конкуренция: если школа не устраивает родителей, переводят в другую. У нас высококвалифицированные преподаватели, и они обязательно проходят курсы повышения квалификации раз в 5 лет. Без постоянного саморазвития сейчас не обойтись. Хороший учитель тот, кто сам любит учиться.

– Молодые преподаватели есть?

– Есть молодёжь. Как раз возраст – это не показатель. Бывает, молодая выпускница вуза приходит – опыта никакого, но энергетика и желание работать с  детьми компенсируют этот недостаток, и дети с удовольствием бегут на урок. А  может прийти дама с большим опытом и отличным резюме, но в классе тоска смертная. Представляете, если на уроке самому учителю скучно, то каково детям?

– Как вы считаете, воспитание зависит больше от школы или от  семьи?

– Раньше семья полностью доверяла школе, почти полностью устраняясь от  воспитания. Ребёнка воспитывала пионерская, комсомольская организация, то есть коллектив. Если вызвал классный руководитель родителей в школу и говорил, что не всё благополучно у ребёнка, как правило, родители реагировали и как-то наказывали его. Школа имела большое влияние.

Правильно ли это? Не уверена. Я считаю, базовые ценности закладываются в  семье. Да, ребёнок, придя в школу, большую часть времени проводит в ней.

Например, наши дети находятся в школе с 9 утра до 6 вечера. Но примером, причём положительным, должны оставаться родители, иначе утрачивается полностью ценность таких понятий, как уважение и любовь к близким и родным людям. Школа и  родители должны быть едины в требованиях. Поэтому необходимо так внимательно и  осторожно подходить к выбору школы и детского сада для ребёнка. Необходимо интересоваться при поступлении не только учебными программами и количеством изучаемых языков, но и точкой зрения на вопросы воспитания. Мы все хотим видеть наших детей счастливыми, успешными, самодостаточными, а для этого требуются совместные усилия. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!