голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Сентябрь 2012 / Отрасль

Вячеслав Приходько: «Нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд»

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) – один из вузов страны, выпускающих специалистов для российского автопрома. Понятно, что от уровня подготовки сегодняшних студентов во многом зависит, насколько успешно будет развиваться наша автомобильная промышленность завтра. О перспективах российского автопрома и роли высшей школы размышляет ректор МАДИ Вячеслав ПРИХОДЬКО.

«Нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд»

– Какие факультеты МАДИ готовят сегодня специалистов, прежде всего для предприятий автопрома?

– В нашем вузе всего 14 факультетов, из которых восемь – учебные. Несмотря на то, что по всем показателям, которые приняты в высшей школе, МАДИ – это полнокровный технический университет, направления подготовки, как правило, связаны с двумя ключевыми словами: «автомобили» и «дороги».

Для предприятий автопрома готовят специалистов факультеты автомобильного транспорта, управления, логистики и общетранспортных проблем, а также конструкторско-механический факультет и факультет дорожных и технологических машин.

По нашим оценкам, почти треть выпускников устраивается на предприятия, которые производят автомобильную технику. Трудовая деятельность остальных после получения диплома, как правило, связана с эксплуатацией техники.

– Уже долгие годы идут небеспочвенные разговоры о «непрестижности» инженерного труда. Молодёжь чаще выбирает специальности, не связанные с  производством. Эта тенденция практикой МАДИ подтверждается?

– К счастью, нет. Мы не испытываем недостатка в абитуриентах. Может быть, потому, что практически каждый мальчишка и девчонка, однажды подержавшись за  руль папиного или маминого автомобиля, уже «профессионально ориентированы». Это, конечно, шутка, в которой всё-таки есть доля правды, но тем не менее у нас никогда не было проблем с формированием и выполнением плана приёма. Невзирая даже на ухудшающуюся демографическую ситуацию. Дело, наверное, и в имидже университета, и в традиционной востребованности специалистов, которых мы  готовим по целому спектру направлений. Это обеспечивает очень солидный конкурс, причём на протяжении последних лет он из года в год растёт, как на бюджетную, так и на платную форму обучения. Обидно, что много ребят с хорошими проходными баллами, к сожалению, остаётся вне университета по той причине, что мест не  хватает. ПР

Направления подготовки связаны с двумя ключевыми словами: “автомобили” и “дороги”.

Что касается именно инженерных специальностей, то как раз в этом году впервые за долгий период на конструкторско-механическом факультете один из  самых высоких конкурсов.

– Какой?

– Больше 10 человек на место. Причём конкурс – реальный. Именно 10 человек, а не 10 заявлений. (Имеется в виду то, что каждый абитуриент может подать заявление на три направления подготовки в МАДИ.)

– Впечатляет.

– И очень радует. Получается, что далеко не все хотят быть менеджерами, экономистами, юристами, чиновниками.

А реально молодые люди, которые сегодня приходят учиться на этот факультет, хотят быть серьёзными инженерами, специалистами, разработчиками сложной автомобильной техники.

Это очень интересный факультет, который у нас был в своё время создан, чтобы проектировать, создавать и эксплуатировать сложные машины военного назначения (колёсные и гусеничные). Это те машины, которые мы имеем возможность регулярно видеть на Красной площади во время парада. Это специальная военная техника, обеспечивающая доставку ракетного вооружения на автомобильном ходу. Там две специальности: «колёсные и гусеничные машины специального назначения» и  «наземные комплексы ракетной техники». Кстати, очень качественная, надёжная техника, не уступающая зарубежным аналогам.

– Это радует. Но всё-таки сегодня реалии таковы, что многие ваши выпускники будут работать на зарубежных предприятиях…

– Знаете, я не вижу здесь большой проблемы. Очень многие сетуют на то, что наш автопром – уже как бы и не наш, не российский. Но я считаю, что мы  правильным путём идём. Начинали, по сути, с «отвёрточной сборки» на заводах зарубежных производителей. Но сегодня локализация производства иномарок в  России год от года увеличивается. И при этом мы учимся, перенимаем культуру производства ведущих зарубежных компаний. Ничего зазорного в этом нет. И очень здорово, что наши выпускники будут начинать свой трудовой путь именно на  современном производстве.

Мне грустно, что сегодня уже нет ни “ЗИЛа”, ни “АЗЛК”, с которыми во многом связаны воспоминания молодости.

Я прекрасно помню, какое огромное впечатление произвёл на меня Волжский автозавод в 1976 году, когда я, молодой преподаватель, привёз туда на практику студентов. Тогда я уже был неплохо знаком с производством «ЗИЛа», где сам проходил практику, будучи студентом, и «АЗЛК», и огромная разница между этими предприятиями и современнейшим по тем временам «ВАЗом» бросалась в глаза. Было очень интересно!

Да, мне грустно, что сегодня уже нет ни «ЗИЛа», ни «АЗЛК», с которыми во  многом связаны воспоминания молодости. Очень жаль, что завершились неудачно многочисленные попытки спасти эти предприятия. Но нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд.

– А на каких предприятиях проходят практику сегодняшние студенты?

– Я не только ректор, но еще и заведующий кафедрой «Технологии конструкционных материалов». Кафедра ответственна за проведение практики студентов механических специальностей. Они все, как правило, проходят эту практику на предприятиях, производящих автомобильную технику. Они осваивают технологию производства, работают на сборке. По существу, проходят весь цикл от  изготовления деталей до выпуска автомобилей. И если раньше это были «ЗИЛ», «АЗЛК», то сегодня это и калужские предприятия «Фольксвагена», «Волжский автомобильный завод», ряд других производств.

Но наиболее тесное сотрудничество у нас уже на протяжении многих лет налажено с «КамАЗом». Там сегодня работает очень много наших выпускников – тех, кто окончил МАДИ недавно или получил диплом ещё в советские времена. Например, Валиев Данис Хадиевич – главный конструктор «КамАЗа» – учился в МАДИ. Ежегодно мы направляем туда для прохождения производственной и технологической практики около сотни наших студентов.

Есть разного рода проекты, связанные с организацией практики наших студентов. Например, есть задумка создать некий технопарк на территории бывшего «ЗИЛа».

Подразумевается, что все высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой технических и инженерных кадров, могли бы использовать те мощности и  оборудование, которые остались на «ЗИЛе» и сегодня не используются, для обучения будущих специалистов.

– Но оборудование там, наверное, устаревшее…

– Чтобы понять основные принципы – за счёт чего осуществляется формообразование поверхностей, деталей, какими технологическими процессами обеспечиваются необходимые эксплуатационные свойства деталей, – можно использовать и такое оборудование. Но, конечно, и современные образцы необходимо иметь. Надеемся, что Правительство Москвы поддержит этот проект.

– По каким основным направлениям ведётся сегодня в МАДИ научная работа?

– Спектр научных исследований достаточно широк. Если говорить об  автомобильной тематике, то это разработка технологии и оборудования для электрофизических методов обработки (лазер, ультразвук) для автопрома; создание образцов транспортной техники; создание, внедрение и сопровождение в  эксплуатации интеллектуальных транспортных систем и др. Хотелось бы подробнее рассказать об одной работе, которая, на мой взгляд, будет иметь очень важное значение для отрасли.

Сегодня автомобильная промышленность крайне озабочена кадровой проблемой, уровнем подготовки специалистов, которые должны прийти на смену тем, кто, к  сожалению, находится в преклонном возрасте.

Нельзя заниматься увеличением производства автомобилей, забывая при этом об экологических проблемах, которые связаны не только с функционированием автотранспортного комплекса, но и с производством транспортной техники.

Это серьёзнейшая проблема. И решать её нужно, исходя из современных требований. Мы вышли победителями организованного Рособрнадзором конкурса на  подготовку программ, связанных с выработкой требований к квалификационным характеристикам тех кадров, которые должны работать в автомобильной промышленности. Полное название проекта – «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения».

Задача – создать целостную систему, определить, какими компетенциями должны обладать специалисты всех уровней, работающие на разных направлениях, –  проектировщики, конструкторы, люди, занятые на сборочном производстве, и  т.д.

Разрабатывая эти квалификационные требования, мы формируем критерии оценки и  отбора кадров для работы в автопроме на годы вперёд.

– Независимо от того, идёт ли речь о кадрах для «КамАЗа» или «Автофрамоса-Renault»?

– Безусловно. Тут мы видим, что наша разработка по квалификационным требованиям к специалистам, занятым в автомобильной промышленности, должна прежде всего опираться на мнение работодателей. Поэтому, занимаясь этой работой, мы действуем в тесном взаимодействии с различными предприятиями отрасли. В частности, мы очень активно сотрудничаем с ОАО «КамАЗ» и  корпоративным университетом «КамАЗа», Национальной ассоциацией производителей автомобильных компонентов, УК «Автокомпотенты», ОАО «Завод Автоприбор», ОАО «АвтоВАЗ» и корпоративным университетом «ВАЗа», ОАО «Элион».

Результатом этой работы будет создание целой сети сертификационных центров в  России, которые будут оценивать уровень знаний, подготовки, компетенции специалистов, претендующих на ту или иную должность на любом предприятии автопрома. В эти центры будут обращаться все работники автомобильной промышленности, чтобы получить сертификат соответствия уровню требований современного производства.

– Учебные программы МАДИ претерпели какие-либо изменения после того как была сформирована Стратегия развития российского автопрома до 2020 года?

– Да, конечно. Во всех курсах, где читают экономику, технологию производства, положения Стратегии нашли своё отражение в учебных программах. Безусловно, речь должна идти и об определённой корректировке приоритетов. Например, в Стратегии очень чётко поставлены задачи, связанные с решением экологических проблем, уменьшением вредных выбросов в атмосферу. Это правильно: нельзя заниматься увеличением производства автомобилей, забывая при этом об  экологических проблемах, которые связаны не только с функционированием автотранспортного комплекса, но и с производством транспортной техники.

Понятно, что это скажется на работе энерго-экологического факультета, который ориентирован на подготовку специалистов для автопрома. Уже существующее сегодня на факультете направление «инженерная защита окружающей среды» мы будем активно развивать.

Вообще, должен отметить, что в последние несколько лет мы постепенно переориентируем научную и учебную деятельность нашего университета. Если раньше основным направлением была подготовка специалистов для сферы эксплуатации автотранспорта, то теперь мы в полной мере себя позиционируем как добротный вуз, который готовит кадры для автопрома, для тех предприятий, которые связаны с производством компонентов и в целом автомобилей.

Позиционирование МАДИ в автомобильной промышленности для нас является одним из основных направлений работы на ближайшие годы. В этом мы видим наши главные перспективы.

Вообще, я и мои коллеги с оптимизмом смотрим в будущее. Думаю, наш, российский автопром будет успешно развиваться. И наша деятельность – как образовательная, так и научная – будет этому развитию способствовать.

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!