“Направления подготовки связаны с двумя ключевыми словами: “автомобили” и “дороги”.”
Вячеслав Приходько: «Нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд»
Московский
– Какие факультеты МАДИ готовят сегодня специалистов, прежде всего для предприятий автопрома?
– В нашем вузе всего 14 факультетов, из которых восемь – учебные. Несмотря на то, что по всем показателям, которые приняты в высшей школе, МАДИ – это полнокровный технический университет, направления подготовки, как правило, связаны с двумя ключевыми словами: «автомобили» и «дороги».
Для предприятий автопрома готовят специалистов факультеты автомобильного транспорта, управления, логистики и общетранспортных проблем, а также
По нашим оценкам, почти треть выпускников устраивается на предприятия, которые производят автомобильную технику. Трудовая деятельность остальных после получения диплома, как правило, связана с эксплуатацией техники.
– Уже долгие годы идут небеспочвенные разговоры о «непрестижности» инженерного труда. Молодёжь чаще выбирает специальности, не связанные с производством. Эта тенденция практикой МАДИ подтверждается?
– К счастью, нет. Мы не испытываем недостатка в абитуриентах. Может быть, потому, что практически каждый мальчишка и девчонка, однажды подержавшись за руль папиного или маминого автомобиля, уже «профессионально ориентированы». Это, конечно, шутка, в которой
Что касается именно инженерных специальностей, то как раз в этом году впервые за долгий период
– Какой?
– Больше 10 человек на место. Причём конкурс – реальный. Именно 10 человек, а не 10 заявлений. (Имеется в виду то, что каждый абитуриент может подать заявление на три направления подготовки в МАДИ.)
– Впечатляет.
– И очень радует. Получается, что далеко не все хотят быть менеджерами, экономистами, юристами, чиновниками.
А реально молодые люди, которые сегодня приходят учиться на этот факультет, хотят быть серьёзными инженерами, специалистами, разработчиками сложной автомобильной техники.
Это очень интересный факультет, который у нас был в своё время создан, чтобы проектировать, создавать и эксплуатировать сложные машины военного назначения (колёсные и гусеничные). Это те машины, которые мы имеем возможность регулярно видеть на Красной площади во время парада. Это специальная военная техника, обеспечивающая доставку ракетного вооружения на автомобильном ходу. Там две специальности: «колёсные и гусеничные машины специального назначения» и «наземные комплексы ракетной техники». Кстати, очень качественная, надёжная техника, не уступающая зарубежным аналогам.
– Это радует.
– Знаете, я не вижу здесь большой проблемы. Очень многие сетуют на то, что наш автопром – уже как бы и не наш, не российский. Но я считаю, что мы правильным путём идём. Начинали, по сути, с «отвёрточной сборки» на заводах зарубежных производителей. Но сегодня локализация производства иномарок в России год от года увеличивается. И при этом мы учимся, перенимаем культуру производства ведущих зарубежных компаний. Ничего зазорного в этом нет. И очень здорово, что наши выпускники будут начинать свой трудовой путь именно на современном производстве.
“Мне грустно, что сегодня уже нет ни “ЗИЛа”, ни “АЗЛК”, с которыми во многом связаны воспоминания молодости.”
Я прекрасно помню, какое огромное впечатление произвёл на меня Волжский автозавод в 1976 году, когда я, молодой преподаватель, привёз туда на практику студентов. Тогда я уже был неплохо знаком с производством «ЗИЛа», где сам проходил практику, будучи студентом, и «АЗЛК», и огромная разница между этими предприятиями и современнейшим по тем временам «ВАЗом» бросалась в глаза. Было очень интересно!
Да, мне грустно, что сегодня уже нет ни «ЗИЛа», ни «АЗЛК», с которыми во многом связаны воспоминания молодости. Очень жаль, что завершились неудачно многочисленные попытки спасти эти предприятия. Но нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд.
– А на каких предприятиях проходят практику сегодняшние студенты?
– Я не только ректор, но еще и заведующий кафедрой «Технологии конструкционных материалов». Кафедра ответственна за проведение практики студентов механических специальностей. Они все, как правило, проходят эту практику на предприятиях, производящих автомобильную технику. Они осваивают технологию производства, работают на сборке. По существу, проходят весь цикл от изготовления деталей до выпуска автомобилей. И если раньше это были «ЗИЛ», «АЗЛК», то сегодня это и калужские предприятия «Фольксвагена», «Волжский автомобильный завод», ряд других производств.
Но наиболее тесное сотрудничество у нас уже на протяжении многих лет налажено с «КамАЗом». Там сегодня работает очень много наших выпускников – тех, кто окончил МАДИ недавно или получил диплом ещё в советские времена. Например, Валиев Данис Хадиевич – главный конструктор «КамАЗа» – учился в МАДИ. Ежегодно мы направляем туда для прохождения производственной и технологической практики около сотни наших студентов.
Есть разного рода проекты, связанные с организацией практики наших студентов. Например, есть задумка создать некий технопарк на территории бывшего «ЗИЛа».
Подразумевается, что все высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой технических и инженерных кадров, могли бы использовать те мощности и оборудование, которые остались на «ЗИЛе» и сегодня не используются, для обучения будущих специалистов.
– Но оборудование там, наверное, устаревшее…
– Чтобы понять основные принципы – за счёт чего осуществляется формообразование поверхностей, деталей, какими технологическими процессами обеспечиваются необходимые эксплуатационные свойства деталей, – можно использовать и такое оборудование. Но, конечно, и современные образцы необходимо иметь. Надеемся, что Правительство Москвы поддержит этот проект.
– По каким основным направлениям ведётся сегодня в МАДИ научная работа?
– Спектр научных исследований достаточно широк. Если говорить об автомобильной тематике, то это разработка технологии и оборудования для электрофизических методов обработки (лазер, ультразвук) для автопрома; создание образцов транспортной техники; создание, внедрение и сопровождение в эксплуатации интеллектуальных транспортных систем и др. Хотелось бы подробнее рассказать об одной работе, которая, на мой взгляд, будет иметь очень важное значение для отрасли.
Сегодня автомобильная промышленность крайне озабочена кадровой проблемой, уровнем подготовки специалистов, которые должны прийти на смену тем, кто, к сожалению, находится в преклонном возрасте.
“Нельзя заниматься увеличением производства автомобилей, забывая при этом об экологических проблемах, которые связаны не только с функционированием автотранспортного комплекса, но и с производством транспортной техники.”
Это серьёзнейшая проблема. И решать её нужно, исходя из современных требований. Мы вышли победителями организованного Рособрнадзором конкурса на подготовку программ, связанных с выработкой требований к квалификационным характеристикам тех кадров, которые должны работать в автомобильной промышленности. Полное название проекта – «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций
Задача – создать целостную систему, определить, какими компетенциями должны обладать специалисты всех уровней, работающие на разных направлениях, – проектировщики, конструкторы, люди, занятые на сборочном производстве, и т.д.
Разрабатывая эти квалификационные требования, мы формируем критерии оценки и отбора кадров для работы в автопроме на годы вперёд.
– Независимо от того, идёт ли речь о кадрах для «КамАЗа» или «Автофрамоса-Renault»?
– Безусловно. Тут мы видим, что наша разработка по квалификационным требованиям к специалистам, занятым в автомобильной промышленности, должна прежде всего опираться на мнение работодателей. Поэтому, занимаясь этой работой, мы действуем в тесном взаимодействии с различными предприятиями отрасли. В частности, мы очень активно сотрудничаем с ОАО «КамАЗ» и корпоративным университетом «КамАЗа», Национальной ассоциацией производителей автомобильных компонентов, УК «Автокомпотенты», ОАО «Завод Автоприбор», ОАО «АвтоВАЗ» и корпоративным университетом «ВАЗа», ОАО «Элион».
Результатом этой работы будет создание целой сети сертификационных центров в России, которые будут оценивать уровень знаний, подготовки, компетенции специалистов, претендующих на ту или иную должность на любом предприятии автопрома. В эти центры будут обращаться все работники автомобильной промышленности, чтобы получить сертификат соответствия уровню требований современного производства.
– Учебные программы МАДИ претерпели
– Да, конечно. Во всех курсах, где читают экономику, технологию производства, положения Стратегии нашли своё отражение в учебных программах. Безусловно, речь должна идти и об определённой корректировке приоритетов. Например, в Стратегии очень чётко поставлены задачи, связанные с решением экологических проблем, уменьшением вредных выбросов в атмосферу. Это правильно: нельзя заниматься увеличением производства автомобилей, забывая при этом об экологических проблемах, которые связаны не только с функционированием автотранспортного комплекса, но и с производством транспортной техники.
Понятно, что это скажется на работе
Вообще, должен отметить, что в последние несколько лет мы постепенно переориентируем научную и учебную деятельность нашего университета. Если раньше основным направлением была подготовка специалистов для сферы эксплуатации автотранспорта, то теперь мы в полной мере себя позиционируем как добротный вуз, который готовит кадры для автопрома, для тех предприятий, которые связаны с производством компонентов и в целом автомобилей.
Позиционирование МАДИ в автомобильной промышленности для нас является одним из основных направлений работы на ближайшие годы. В этом мы видим наши главные перспективы.
Вообще, я и мои коллеги с оптимизмом смотрим в будущее. Думаю, наш, российский автопром будет успешно развиваться. И наша деятельность – как образовательная, так и научная – будет этому развитию способствовать.
Главная тема
- Кадры решают всё. Если они есть…
- Алексей Рахманов: «Правильные кадры решают всё»
- Михаил Курцер: «Набором кадров необходимо управлять»
- Анатолий Москаленко: «Профессиональные компетенции – это факторы экономического успеха»
- Елена Авраамова: Представления работодателя о качестве подготовки специалистов
-
Евгений Неделин: «Тренинг – это учёба ради улучшения
бизнес-показателей» - Александр Лейбович: «Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций»
- Владимир Гимпельсон: «Создание рабочих мест производно от состояния деловой среды»
- Борис Давидович: «Мы ставим задачи школьникам немного выше их возможностей»
- Ирина Гурьянкина: «Ребёнок должен быть счастлив в школе»
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июле-августе. Пессимизма меньше?
- Алексей Кондратьев: Человеческий капитал в российской экономике: консервация или инновации?
- Александра Андреева: Когда кадры решают: «Всё!»…
- Андрей Гольцблат: Обзор законодательства за июль–август 2012 г.
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Зураб Церетели: «Настроение у профессионала должно быть всегда!»
- Александр Костюк: Ода «красному директору»
- Александр Добровинский: Кадры, гуляющие сами по себе
- Подберёзовики. Летопись приёмной семьи
- Крымск. Территория горя
-
Бизнес-дневники / Общество
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного производственного бизнеса
- Саид Амиди: «Идите и стройте!»
-
Светлана Ожогина: Привлечение специалистов
и топ-менеджеров в стартап-проекты - Ирина Эльдарханова: Шоколадные подарки на все случаи жизни
- Как превратить мероприятие в успех
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Автопром: надежды на зарубежных партнеров
- Альфия Когогина: «Спорить на тему, нужен ли нам автопром, – несерьёзно»
- Маркус Озегович: «Мы верим в Россию, и она отвечает нам взаимностью»
- Игорь Титов: «Бизнес идёт туда, где созданы условия для его развития»
- Олег Калинский: Кто будет работать на автопром?
- Есть что вспомнить
- Вячеслав Приходько: «Нельзя жить прошлым, нужно двигаться вперёд»
-
Бизнес-дневники / Отрасль